Андрей Максимов – о музее-заповеднике европейской архитектуры в России.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».Уже многие знают, что Йошкар-Ола стала музеем-заповедником европейской архитектуры в России. Но, приезжая в марийскую столицу, я рассчитывал увидеть (помимо советской городской застройки) только несколько домиков в фламандском стиле. Собственно, именно они в последние годы стали туристическим брендом с названием «Набережная Брюгге». Но предугадать масштаб я не смог. Вспомнилось хрестоматийное «Здесь будет город заложен» – европейские кварталы Йошкар-Олы реально стали новым городом с аллюзиями на итальянские, голландские, немецкие, бельгийские и русские архитектурные шедевры.
Бывший глава республики – ныне подследственный Леонид Маркелов уподобил себя Людвиго Моро, статую которого он поставил на первом «итальянском» домике, появившемся в середине нулевых около дома Правительства Марий Эл. Оба ЛМ долго правили и строили, а потом оба попали в темницу.
Почти полтора десятилетия (2004-2017) ушло на подлинную материализацию «маркеловского стиля» в Йошке (как называют в народе столицу республики). Бюджетных денег почти не тратили, но «напрягали» бизнес и просили друзей губернатора. В результате сначала площадь Оболенского-Ноготкова напротив правительства республики стала пьяцца Сан-Марко с дворцом художественной галереи в венецианском стиле. Долго строили самую длинную набережную Брюгге (с которой сегодня ассоциируется вся «новая Йошкар-Ола»). Кстати, несколько зданий на ней отдали региональным министерствам и оплатили-таки из бюджета. Параллельно возвели Царевококшайский каменный Кремль (в Царевококшайске – ныне Йошкар-Оле в Средние века кремль был только деревянный).
Дальше больше – Архангельская слобода, набережная Амстердам, замки «Нойшванштайн» (он же ЗАГС) и Шереметева. Наконец, площадь Республики стала площадью Девы Марии с Благовещенской башней возле статуи Богородицы (до боли похожей на часовую Спасскую башню Московского Кремля).
К зданиям были приставлены статуи-хранители (у Амстердама – Ван Рембрандт, у ЗАГСа – Пётр и Феврония). Не забыты Грейс Келли и Николай Гоголь, а А.С. Пушкин сваян в паре с Евгением Онегиным.
«Новая Европа», встроенная на берегах Малой Кокшаги, мало кого оставляет равнодушным. Эстеты жаждали чего-то более тонкого, говорят – «зачем нам копии?». Но прямая калька заметна только от башни московского Кремля. В остальном – мы видим скорее постмодернизм, где царствует цитатность и смешение. Причём прогулка по Йошке показывает, что Маркелов был не одинок в своих экзерсисах. Вот мастер Сергей Слесарь делает музей «Вален'Ок», где поселяет героев русских сказок, а Баба Йошка сидит прямо на фонарном столбе у входа. А рядом ещё до всей этой движухи местный меценат строит сад-интернат вполне себе в «маркеловском стиле».
Сегодня добрая половина зданий «европейских кварталов» пустует. Торговля не идёт, потребности в сотнях новых офисах в небогатом городе отсутствуют. Фееричное шоу часовых фигур двенадцати апостолов на главной башне «закрыто на ковид». Зато туристы текут рекой. Прорастает хипстерское движение. Местная молодёжь массово выходит гулять на набережные, танцует латину как в Горьком парке, узнает художников и писателей. Мог ли быть другой проект, который так встряхнет город, сделает его магнитом для соседей, взорвет мозги? Можно ли было найти ресурсы на что-то более тонкое и светлое, ёшкин кот!?
Кстати, да, про кота. Это Йошкар-Ола присвоила образ милого котика, который заставляет нас ругаться по-доброму. Поставила памятники Йошкину коту и Йошкиной кошке. Вроде и не высокое искусство, но территорию приподнимает. А котик-то такой не в меру ласковый получился...
Печать