Максим Шанин – о том, что же отличает намерения и планы, провозглашаемые и осуществляющиеся, по
развитию арктических территорий.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин – о том, что же отличает намерения и планы, провозглашаемые и осуществляющиеся, по развитию арктических территорий.Подход РФ к развитию своих арктических территорий весьма разительно отличается от намерений соседей по региону и других государств. По крайней мере, на словах. Нынче же многие стремятся обзавестись собственной арктической стратегией да озвучить её погромче. В том числе и такие, кто с северными широтами никак не связан. Так что есть, с чем сравнивать.
Что же отличает намерения и планы, провозглашаемые нашей страной, да частично и осуществляющиеся? Пожалуй, мы единственные, кто делает ставку на Арктику, видит в ней возможности стимулировать развитие страны в целом. Всё же остальные и циркумполярные государства, и прочие интересующиеся склонны уделять внимание арктической тематике в свободное от основной работы время, имея за душой и более тёплые области, более или менее стабильное положение дел в которых позволяет вынашивать некоторые смелые планы.
РФ, напротив, кажется, ничуть не смущена целым клубком и без того существующих социально-экономических проблем, который ещё и постоянно увеличивается в размерах. Нет, всё равно будем развивать Арктику. Пишутся и переписываются стратегии, рождаются
инвестиционные проекты, всё это увлечённо обсуждается в экспертном сообществе. Возможно, в лице арктических программ мы действительно получаем в руки рычаг, который в состоянии сдвинуть с места наше застоявшееся хозяйство и обеспечить ему долгие годы развития? Вот только что это за развитие и из каких предположений исходят составители различных планов? Присмотримся повнимательнее.
Прежде всего, стоит отбросить в сторону воззрения лоббистов различных северных регионов. Им, конечно, вольно рассуждать об обязанностях государства обеспечить какую-нибудь газификацию или способствовать притоку в холодные края постоянного населения. А то вахтовым методом там ничего освоить-де, нельзя. Всё это и многое другое является бесспорно благими намерениями, но здесь мы больше сталкиваемся со стороной затрат. Пусть, возможно, и необходимых. Сюда же относятся и державники, для которых военное присутствие в Арктике оправдывает само себя. Кстати, кроме нас бряцаньем оружием в северных широтах ещё невероятно увлечены американцы. Всё же у нас довольно много общего. Сильно отличается только качество фундамента, на котором делаются всякие громогласные заявления милитаристского характера и принимаются соответствующие меры.
Что же с доходной частью арктических программ? Здесь у нас преобладают проекты по извлечению различных видов сырья, а также вложения в транспортную инфраструктуру. Последнее призвано в первую очередь способствовать вывозу того самого сырья, ну а наиболее дерзновенные планы связаны с развитием Севморпути и превращением его в полноценную транспортную артерию международного значения. Весьма нам способствует здесь и то обстоятельство, что, как утверждают учёные, потепление климата в Арктике в большей степени будет затрагивать российский сектор, нежели остальные.
Кажется, что это достаточно зыбкие предпосылки для столь масштабных намерений. Но, если присмотреться повнимательней, получится, что и инициаторы освоения полярных широт, и составители планов, и эксперты, увлечённо обсуждающие арктическую повестку, исходят, повторим, из вполне определённых предположений. Хотя, возможно, не все из них представляют себе эти предположения во всей их полноте. Попробуем разобраться.
Прежде всего, РФ и далее должна оставаться преимущественно поставщиком различных видов сырья в те места, где с ним умеют распорядиться лучше нашего. Причём спрос на эти наши экспортные позиции должен оставаться как минимум стабильным, а лучше, конечно, возрастать, причём по всем направлениям. Точно так же должна процветать международная торговля, основным маршрутом которой должны оставаться перевозки между Азией и Европой.
Не будем сейчас углубляться в патриотическую риторику. Как же, мол, так, наша страна обречена на роль сырьевого придатка! Неважно. Посмотрим на события только лишь текущего года. Нашествию вируса предшествовал грандиозный нефтяной кризис, обваливавший цены порой до в буквальном смысле отрицательных значений. Предпосылок восстановления спроса и цен пока не видно. Это к тому же происходит на фоне бурного развития всяческих ВИЭ и всё более чётких планов по снижению выбросов и зависимости от "грязных" источников энергии. Во всяком случае, в Европе, одном из основных наших рынков. В свою очередь, пандемия коронавируса, сопутствовавшие ей ограничения в хозяйственной деятельности и международных перевозках всех видов самым негативным образом сказались на состоянии мировой торговли, перспективы возрождения которой пока тоже выглядят не слишком ясными.
Означают ли эти, в общем-то, банальные рассуждения, что наши стратеги просчитались самым непростительным образом? Вовсе нет. Давайте попытаемся вообразить себе условия, при которых значительные и рискованные вложения вдруг кратно оправдают себя.
Бывают, знаете, такие ситуации, когда традиционные поставщики внезапно уходят с рынка. Если говорить о нефти, то вот, например, агрессия Ирака в своё время надолго выбила из колеи Кувейт. А потом на годы исчезла и иракская нефть. Долгое время не может свободно торговать Иран, теперь вот развалилась Ливия и на глазах деградирует Венесуэла. Да что там всё о далёких краях говорить - большой провал в добыче был и у нас после упразднения СССР. Всякое случается. Но нам ведь надо, чтобы ещё и состояние международной торговли складывалось в пользу РФ. Такое тоже бывает. Когда традиционные маршруты оказываются вдруг затруднены или вовсе недоступны, и приходится искать новые. Так, говорят, укрепление Османской империи весьма стимулировало развитие мореплавания и последовавшие Великие географические открытия. Это заложило основу под грандиозный куш, который в итоге сорвали европейцы, покорив весь мир. Но поначалу они об этом не знали, а просто искали пути в обход вдруг ставшими недоступными маршрутов.
Получается, что в РФ (ну, или в кругах, к которым она традиционно прислушивается) совершенно точно знают о грядущих невиданных изменениях международной обстановки. Не просто об усилении напряжённости, нет. В былые времена сказали бы, что непременно грядёт грандиозная война, и даже примерно понятно, где она должна будет происходить. И осталось до её начала ну вот ровно столько, сколько требуется на запуск проектов в Арктике да обустройство СМП, ещё и опоздать можно. Вот и готовятся во всю мочь. Сегодняшние подходы к мировой политике, может быть, и уберегут нас от силового сценария, но в планах он явно учитывается. Тогда-то нынешние вложения РФ в Арктику могут и оправдать себя. Пока, правда, не вполне понятно, кто сможет сорвать куш. Исходя из сегодняшнего положения, совершенно очевидно, что мы чужие на этом празднике жизни. На долю РФ выпадает лишь основная масса арктических расходов. Однако прелесть кризисных ситуаций в том, что они могут резко и внезапно изменить расклад за мировым столом. Тогда и можно будет сделать выводы. По историческим меркам осталось, похоже, совсем недолго.
Печать