Андрей Виньков - о динамике числа «несостоятельных» предприятий.
В ходе выступления в Совете Федерации начальник отдела стратегических направлений управления обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ Олег Степанов сообщил сенаторам о том, что в настоящее время порядка 37 тыс. российских юридических лиц проходят через процедуру банкротства. Отметив, что количество «несостоятельных» предприятий, весьма велико, Степанов одновременно подчеркнул, что рост их количества не связан с влиянием эпидемии коронавируса. По словам чиновника, за последние несколько лет соответствующий показатель вырос в два раза. Прирост числа компаний, проходящих процедуру банкротства, фиксируется уже 8 лет. Увеличение количества компаний-несостоятельных должников представитель ФНС объяснил в первую очередь несовершенством действующего законодательства. «Этот рост вызван отнюдь не пандемией, а вызван как раз, на наш взгляд, теми недостатками законодательства о банкротстве, которые позволяют, во-первых, предавать процедурам ликвидационную направленность, а хотелось бы реабилитационную, во-вторых, позволяют использовать процедуры банкротства не для погашения долга, а для того, чтобы избавиться от него, не платя ничего кредиторам» - заявил Степанов.
Позицию ФНС относительно динамики числа банкротств прокомментировал генеральный директор ООО «Научно-популярные медиа», член Ассоциации независимых директоров Андрей Виньков.Несколько лет назад произошли существенные изменения в процедуре банкротства российских компаний (как методологические, так и юридические). Стало гораздо проще подать заявление о банкротстве и призвать к субсидиарной ответственности акционеров и владельцев бизнеса. Это дало возможность лицам, заинтересованным в банкротстве компании, ускорить этот процесс. Речь идет, в том числе, о банках и кредиторах. Такая возможность появилась несколько лет назад. С этого момента динамика числа банкротств юридических лиц развивалась в рамках восходящего тренда. Поэтому отчасти можно согласиться с мнением руководства ФНС: наблюдающийся рост числа компаний, проходящих процедуру банкротства, нельзя связать преимущественно с экономическими последствиями эпидемии коронавируса.
Но я не могу полностью согласиться с позицией ведомства: COVID-19 тоже повлиял на рост числа банкротств. Но его воздействие полностью проявится в статистике лишь с определенным временным лагом. Сейчас, с учетом противоэпидемиологических мероприятий, руководство многих кампаний не имеет даже физической возможности подать документы о банкротстве. Нельзя забывать и про мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций, относящихся к особо пострадавшим отраслям. Его действие на днях было продлено до 7 января 2021 г.
То, что предприятия малого и среднего бизнеса понесли значительный ущерб в результате эпидемии – очевидный факт. Туристические компании, мелкий транспортный бизнес, сфера услуг, торговля – можно назвать еще много отраслей, в рамках которого у малых и средних предприятий возникли серьезнейшие проблемы, и они не могут полноценно работать, продавать свои услуги или продукцию, и потому терпят огромнейшие убытки. При этом им приходится регулярно платить сотрудникам, пусть и в сокращенном объеме. Мне известны десятки компаний, бывших успешными и жизнеспособными до карантина, которые сейчас находятся на грани банкротства. Это не означает, что они сейчас видны в структуре актуальной статистики. Их разорение отобразится в статистике лишь после отмены противоэпидемических мероприятий, приблизительно через 6 – 12 месяцев.
Печать