Николай Пономарев – о тщетности мер предосторожности, принимаемых столичным руководством.
Пожилых учителей в школах Москвы начинают заменять тьюторами и студентами педагогических вузов, для того чтобы защитить их от коронавируса. В школах называют такое решение удачным, но эксперты в этом сомневаются.Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о тщетности мер предосторожности, принимаемых столичным руководством.В связи с ростом числа выявленных случаев заболевания коронавирусом, власти Москвы перевели на дистанционное обучение учащихся 6-11-х классов. Чтобы защитить от коронавирусной угрозы «возрастных» учителей, будет внедрен новый формат преподавания – тьюторство. Бремя обучения оставшихся за партами учеников возложат на студентов-практикантов и выпускников педагогических училищ, работу которых будут дистанционно курировать удалившиеся на изоляцию коллеги-наставники. Работа учреждений дополнительного образования и детских досуговых организаций города также была приостановлена на время двухнедельных «карантикул». Одновременно столичная мэрия пошла на ужесточение контроля за соблюдением масочно-перчаточного режима. Столичные предприятия обязали перевести 30% персонала на дистанционный формат работы. Социальные и проездные карты пенсионеров, школьников и «удаленщиков» были временно заблокированы.
На первый взгляд, действия подчиненных Сергея Собянина носят вполне продуманный и обоснованный характер. Однако с каждым днем становится более очевидным, что введенный столичными властями комплекс противоэпидемических мер изобилует недоработками. Наличие которых превращает борьбу с COVID-19 в ее имитацию.
Скептикам здесь не местоВо-первых, не совсем понятна уверенность сотрудников мэрии в том, что отправленные на дистанционное обучение старшеклассники будут дисциплинировано сидеть по домам, не пересекая порога квартиры и не общаясь со сверстниками.
С одной стороны, против этого свидетельствуют данные проекта «КоронаФОМ». За период с начала апреля по середину сентября индекс игнорирования болезни (учитывает такие показатели, как отсутствие страха заболеть и уровень соответствующих опасений в ближнем окружении) вырос с 20,8 до 50,3 пунктов. Индекс пренебрежения рисками (отказ носить маску и перчатки, соблюдать социальную дистанцию, домашний режим и ограничивать контакты с друзьями и пр.) увеличился с 20,8 до 40,8.
При этом респонденты, заявившие о наличии заболевших коронавирусом среди своих знакомых, гораздо реже заявляют о доверии к официальной информации об эпидемии, чем опрошенные, в чьем социальном окружении нет заразившихся (36% против 51%).
Согласно данным опроса, проведенного общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в период с 16 по 23 сентября 2020 г., 73% респондентов заявили о том, что не готовы вакцинироваться.
При таком отношении к угрозе коронавируса (во многом являющемся производной перегибов в плане «профилактического запугивания» весной текущего года) ожидать дисциплинированного следования указаниям властей мог лишь отчаянный оптимист.
С другой стороны, на фоне легкомысленного отношения многих москвичей к угрозе COVID-19 «миграция» старшеклассников в стены родного дома привела к закономерным последствиям: на плечи старших детей в семье начали перелагать часть обязанностей родителей, в том числе – сопровождение младших братьев и сестер в школу.
Двери без стенВо-вторых, оставляет недоумение вера чиновников в эффективность такой меры, как блокировка социальных и транспортных карт. Одна поездка в московском метро стоит 57 рублей. Как бы не пострадала экономика столицы в период пандемии, маловероятно, что школьники, пенсионеры и прочие «невыездные» не смогут позволить себе путешествие по метрополитену.
Отдельно необходимо упомянуть о нелегкой доле работающих удаленно. Как выяснилось, последние пользуются общественным транспортом не только для того, чтобы добраться до места работы. Несознательность этой части граждан натолкнулась на решительное сопротивление со стороны сотрудников мэрии. Однако недобросовестные москвичи вновь продемонстрировали чудеса смекалки. Кто бы мог подумать, что у сотрудника могут иметься несколько транспортных и SIM-карт?
Без маски нельзя (если очень хочется, то можно)В-третьих, ужесточение контроля за масочно-перчаточным режимом имело бы смысл, если бы он реально соблюдался в последние месяцы. К чему успели привыкнуть москвичи минувшим летом? Маска надевается, при наличии на станции контролеров, лишь при входе. Стоит лишь ступить на эскалатор, как у тебя появляется возможность избавиться от средства защиты. Если к тебе подойдет патруль, то, скорее всего, все ограничиться просьбой надеть маску, а не штрафом. Пассажиров, носящих перчатки, и вовсе можно заносить в красную книгу.
Нельзя забывать про материальную составляющую проблемы. Приобретение масок и перчаток (которые необходимо регулярно менять) стоит денег, количество которых в кошельках россиян за последние месяцы заметно поубавилось. В течение второго квартала 2020 г. фонд оплаты труда в столице сократился на 243 млрд. рублей, в Подмосковье – на 65,4 млрд. Это поневоле наводит на мысль о том, что в случае бесплатной раздачи масок и перчаток в метро люди куда охотнее пользовались бы средствами защиты. Почему бы не потратить на это хотя бы средства, полученные за счет «масочных» штрафов.
Печать