Дмитрий Солонников – о заседании Международного дискуссионного клуба.
Владимир Путин 22 октября выступил на заседании международного клуба «Валдай». Из-за пандемии коронавируса речь российского лидера транслировалась по видеосвязи. В ней он затронул многие актуальные темы, волнующие мировое сообщество — течение и последствия пандемии COVID-19, ряд международных конфликтов, отношения России и США, договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), экологию, кибербезопасность и многие другие.
Практически все позиции президент уже озвучивал, никаких резких заявлений российский лидер не сделал, и это соответствует текущему моменту, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
То, что нет сенсаций, это уже хорошо. Мир достаточно сложный, мир быстро меняется, мир в ожидании новых прорывов или новых катастроф, и что в этой ситуации «Валдай» не добавляет этой напряженности, не вносит элементов нестабильности, это уже позитивно.
Вот прямо сейчас в повестке дня ожидание ближайшего будущего, как будет изменяться ситуация с коронавирусом в России и во всем мире, для геополитики важнейший момент выборы в Соединенных Штатах, и здесь никто не будет делать неожиданных шагов. Важно, что были обозначены позиции России по периметру границ, по Карабаху, по Белоруссии, по Киргизии. Мне кажется, некая точка в этом отношении поставлена, обозначено что и как будет происходить в этих направлениях с позиции России.
С точки зрения выступления президента обозначен важный момент по поводу 2024 года. Наверное, это основное, на что из прагматических вещей имело смысл обращать внимание. Президент снова заговорил о своем уходе, сказал, что это обязательно произойдет, и он это понимает. Он не стал обозначать, когда это будет. Это позиция, которая изначально многими прогнозировалась, что обнуление срока не является шагом еще в одну президентскую каденцию, Путин просто оставляет для себя развязанными руки, и будет принимать решение о своем уходе с поста руководителя государства по мере того, как будет развиваться ситуация в стране и в мире. В случае спокойной ситуации, работающих государственных институтах, это может произойти в любой момент. Как только он сочтет нужным.
По поводу сокращения бюджета Минобороны, Путин красиво сказал, что, да, Министерство финансов всегда выступает за сокращение расходов. Ничего особенного не произошло, это внутренний процесс работы правительства. Однако на этот раз он вышел в публичное пространство и, видимо, специально. И фактически мы видим уже не просто внутреннюю работу правительства, а достаточно активный внешний пиар по поводу сокращения армии, сокращения бюджетов не только Минобороны, а всего силового блока. Ситуация не более сложная, чем обычно, но каждый год предложение Минфина в публичную плоскость не выливается.
Относительно сенсационным, важным для западных партеров, наверно, стало обозначение позиции по Навальному. Владимир Владимирович отметил, что лично он отдавал распоряжение по выезду товарища в Германию. Это месседж для международной элиты, поскольку, мне кажется, что тема более популярна за рубежом, чем в России. Но для взаимоотношений с международными игроками, для взаимоотношений с партнерами в Европе, это важно.
Печать