Духовное управление мусульман Российской Федерации
вынесло богословское заключение, запрещающее мужчинам, исповедующим ислам, жениться на представительницах других религий. Заключать брак между ними дозволяется лишь в исключительных случаях по решению местного муфтия.
Духовное управление мусульман Российской Федерации, возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, является одним из двух крупнейших объединений мусульманского духовенства в РФ.
Центральное духовное управление мусульман России и прочие объединения исповедующих ислам россиян не заявляли о поддержке позиции коллег из ДУМ РФ.
Согласно заявлению первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, фетва не может быть юридически обязательной для верующих и представителей духовенства, часть которых выступили против ее принятия.
Решение ДУМ РФ прокомментировал доктор философских наук, профессор, эксперт Российской академии наук и Национального антитеррористического комитета, директор Центра региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета
Игорь Добаев.
– В Российской Федерации 99,99% мусульман относятся к числу суннитов. Подавляющее их большинство является ханифитами (последователями одной из четырех религиозно-правовых школ или мазхабов суннитского ислама, названной по имени ее основателя Абу Ханифы). Исключение составляют лишь республики Северо-Восточного Кавказа – Ингушетия, Чечня и Дагестан. Они относятся к шафиитскому мазхабу (представителей которого не стоит путать с шиитами). Ханифитский мазхаб (также известный как турецкий, поскольку ранее он являлся господствующей правовой школой в Османской империи) считается самым мягким. Он демонстрирует даже некоторую способность адаптации к доисламским ценностям. Поэтому он не никогда не подразумевал и в данный момент не подразумевает запретов на браки мусульман-суннитов с иноверками. А в шафиизме и более строгих исламских правовых школах, таких как маликизм и, тем более, ханбализм, соответствующие ограничения существуют. Но на территории России маликиты и, тем более, ханбалиты, не представлены.
Важно отметить еще один момент. В Российской империи мусульманское духовенство было иерархически организовано, и имелось одно духовное управление мусульман. В советский период количество духовных управлений увеличилось до четырех. А после крушения СССР их число выросло до нескольких десятков. И они конкурируют между собой. Основные соперники – это Центральное духовное управление мусульман России во главе с Талгатом Таджудинном, который считается одним из крупнейших авторитетов в силу возраста и высокого уровня подготовки, и Духовное управление мусульман Российской Федерации (более известное под старым названием, как Духовное управление мусульман Европейской части России) во главе с Равилем Гайнудином.
Насколько я понимаю, суть происходящего заключается в следующем. Процесс реисламизации прошел. Более того, можно говорить о спаде в его развитии. И для того, чтобы как-то себя показать, прежде всего – в политических целях, Духовное управление мусульман Европейской части России и выступило с таким заключением. Я думаю, что оно никем не будет поддержано. Тем более, что ему мало кто следует. Может быть, его придерживается лишь небольшая прослойка мусульман на Северо-Восточном Кавказе. Дагестанцы точно не следуют этому завету. Среди чеченцев и ингушей распространена немного другая позиция. Они могут, например, иметь за пределами республики временных жен. А у себя на родине, в ауле, его ждет единоверка.
Нужно отдельно выделить и другой момент: для мусульман эта тема очень щепетильна, и потому многие политики и общественные деятели, принадлежащие к исламской общине, не вполне свободны в своих оценках происходящего: любое неосторожное высказывание может вызвать негативную реакцию со стороны их единоверцев.
Печать