Александр Малькевич – об иностранных агентах на выборах и госслужбе.
Временная комиссия Совета федерации по защите государственного суверенитета предложила распространить статус иностранного агента на участников выборов, действующих «в интересах других государств». Соответствующие поправки могут быть внесены в Госдуму до Нового года, чтобы уже на выборах в Госдуму 2021 года кандидатам можно было присваивать этот статус. В Центризбиркоме меры по борьбе с иностранным вмешательством в выборы считают нужными и актуальными.
Президент Фонда защиты национальных ценностей, первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич считает, что важно не упустить из вида обходные схемы финансирования, которые уже появились.Я считаю, что людей, которые получают иностранное финансирование на ведение политической деятельности в России, нужно дисквалифицировать. И не допускать до участия в выборах. И, конечно, на госслужбу. Участие в избирательной системе иноагентов приводит к недобросовестной конкуренции: кандидаты обходят округ «ногами», занимаются фандрайзингом, а иноагентам валят биткоины из-за границы, которые в дальнейшем идут на подрыв конституционного строя России.
Однако если «маркировать людей» в бюллетене, как кандидатов-иноагентов, то наши противники могут это еще использовать себе в плюс. Они не преминут развернуть в соцсетях кампанию о том, что «подноготная» о кандидате — это страшная задумка кровавого режима. То есть фактически ставится маркер, благодаря которому легко можно продвигать своих кандидатов, и как бы наоборот не прорекламировать тех, кого вообще стоит держать подальше от рычагов управления в нашей стране.
Самое важное из новелл законодательства об «иностранных агентах» в том, что вводится положение, согласно которому физические лица могут быть признаны иностранными агентами. И, если ранее для признания физлицом-«иноагентом» необходимо было распространять информацию СМИ-«иноагента», то теперь вводится критерий участия в политической деятельности в связи с иностранным воздействием (т.е. получением денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи от иностранных источников).
Незарегистрированные общественные объединения, получающие иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности, приравниваются к некоммерческим организациям – иностранным агентам. Иностранные агенты будут обязаны маркировать свои материалы и обращения, а СМИ обязаны указывать статус иностранного агента при распространении любой информации о таких лицах. Иностранным финансированием при этом будут признаваться случаи финансирования некоммерческих организаций через посредника, который осуществляет передачу денежных средств и иного имущества от иностранного источника.
В законодательство будет введена норма о том, что физическим лицам – иностранным агентам будет запрещено занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления. А уже в ходе избирательной кампании по выборам в Госдуму в 2021 году маркировка АПМ кандидата-«иноагента» должна стать обязательной.
И, важное замечание.
После принятия законодательства об обязательной отчетности НКО-«иностранных агентов», а также возможностей признания таковыми средств массовой информации, различные несистемные политические силы, ориентирующиеся на Запад, начали предпринимать обходные схемы для продолжения получения финансирования.
Одним из наиболее наглядных способов стал сбор пожертвований («донатов») на ведение блога, или прямо на проведение каких-либо политических мероприятий, включая и массовые акции. С помощью таких схем оказывается возможным финансирование политической деятельности из-за рубежа – под прикрытием сбора пожертвований. Вот с этими «лазейками» и будут разбираться.
При этом важно подчеркнуть, что, согласно данным официального реестра НКО, который ведет Минюст России, в стране насчитывается 211 тысяч 118 некоммерческих организаций.
НКО же, выполняющих функции «иностранных агентов» в России, насчитывается всего 68, или 0,03% от общего числа. Таким образом, применение законодательства об «иноагентах» является в масштабах страны вообще статистически малозначимым в отношении основной массы НКО – и никак не затрагивает и не ущемляет интересов гражданского общества, будучи направленным исключительно против горстки НКО и персоналий, живущих на деньги иностранных политических спонсоров.
Печать