Антон Чаблин – о внутреннем отечественном туризме.
Несмотря на пандемию, спрос на внутренний туризм в России не падает, заявила на форуме "Открытый Крым" заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгения Чухнова. Она подчеркнула, что туризм в России, помимо прямого влияния на экономику имеет мультипликативный эффект и охватывает практически 50 сфер экономики, а также вносит порядка 10% в ВВП страны. При этом, добавила Чухнова, в России есть достаточно серьезные "точки роста".
Политолог, главный редактор «Акцентов», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что для туристов из больших городов привлекательными могут стать российские деревни.На вопрос о том, можно ли сегодня привлечь туристов в российскую деревню, я отвечу утвердительно. В постиндустриальном мире наблюдаются два новых тренда - это эксурбанизация и рурализация, то есть отток жителей из крупных промышленных центров в пригороды и далее в села. Это реалии США, Великобритании, стран Скандинавии.
Города сегодня стали "пожирателями" человеческого потенциала. В то же время, и в селах мы наблюдаем необратимый процесс депопуляции: российские селяне, как правило, люди немолодые просто доживают свой век. Да, отток этого поколения остановить уже нереально. Так давайте хотя бы попробуем продемонстрировать молодежи, что деревня может быть не только пригодной для жизни, но и возможной альтернативой городу. В отдельных регионах эту проблему решают по-разному.
Один из них, скажем так, европейский - это развитие малых городов, которые занимают промежуточное положение между мегаполисами и селами. Есть и вполне устойчивый тренд на туристическую рурализацию, когда каждый регион пытается своими силами развивать сельские территории, привлекательные для городского туриста. Скажем, в Ставропольском крае в 2013 годы в Левокумском районе открылась этнодеревня казаков-некрасовцев и христиан-молокан. Правда, полноценным центром притяжения туристов она так и не стала - не было сопутствующей инфраструктуры и хорошего пиара. Более удачно реализованы концепты этнодеревень в Чечне. Например, Шира-Котар в Шалинском районе. В Карачаево-Черкесии построили этнодеревню Гумлокт в Малокарачаевском районе. Но это проекты хоть и успешные, но все же точечные. А вот в Северной Осетии власти подошли к вопросу рурализации комплексно. Здесь запущен проект по "возрождению" горных сел, которые должны приобрести единый архитектурный облик - аутентичный, привлекательный для туристов. С незаконной и самовольной застройкой в горных сельских районах, где ожидаются туристы, власти будут бороться. Ну и плюс будут построены несколько аланских этнодеревень, например, в Фиагдоне.
Печать