Александр Панченко – об итогах прошедшего года в сельском хозяйстве.
Накрывшая мир пандемия, конечно, сказалась на экономиках всех стран. Россия не стала исключением. АПК сумел выдержать проверку на прочность, но последствия «ковидной экономики» ощутили и сельхозпризводители, и потребители.
На АПК существенно сказалось падение доходов населения, так что, скорее всего, сельхозпроизводителям придется корректировать свои планы на следующий сезон, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.«Ковидный» факторБезусловно, пандемия коронавируса – одно из главных событий 2020 года. Несмотря на то, что АПК пострадал меньше, чем остальные отрасли, мимо сельского хозяйства пандемия не прошла. Прежде всего, это проблемы с посевными. Весной многие сельхозпроизводители просто не могли начать работу, потому что была пропускная система, не только в Москве, а и по всей России. И некоторое время это не позволяло выпустить технику в поля. Потом, конечно, все опомнились. Однако этот сбой, хоть и незначительно, сказался в перспективе. То есть, мы по некоторым пунктам урожай недополучили. Плюс ко всему, пандемия оказала влияние на логистические цепочки в сельском хозяйстве и на закупки. Целый ряд компаний в прошедшем году закупали семена, средства зашиты растений, комбикорма оптом, на весь год, потому что не могли планировать вдолгую. Никто не знал, когда будет вторая и третья волна, будет ли локдаун. А без расходных материалов вести сельское хозяйство невозможно. Поэтому закупки были хаотичные и непланируемые. Люди тратили практически все средства, закупая впрок. То есть все сельское хозяйство жило под знаком пандемии, тем или иным образом.
МаркировкаМолочная отрасль в прошедшем году жила под знаком маркировки, под знаком эксперимента. Он был добровольный, однако летом 2021 года маркировка для производителей молока и молочной продукции становится обязательной. И вся отрасль, мягко говоря, пыталась подстроиться под новые условия, потому что маркировка несет на себя дополнительные затраты. Примерно 50 копеек на единицу продукции. Профессиональные союзы, такие как Национальный союз производителей молока, пытались отстоять интересы отрасли. В итоге было найдено компромиссное решение. Целому ряду производителей молока и молочной продукции будут выданы государственные субсидии, льготные кредиты на эту маркировку. Тем не менее маркировка молочной продукции стала серьезнейшим явлением в сельском хозяйстве России, потому что затронула очень большой пласт сельхозпроизводителей.
АгроэкспортРост экспорта, с одной стороны, и сокращение внутреннего производства, с другой,
вызвали подорожание ряда продуктов питания внутри страны. На самом высоком уровне, президенту и премьер-министру, пришлось в ручном режиме регулировать цены. Сейчас эта проблема каким-то образом решена, существует высшая планка, то есть цена, выше которой не имеют права поднимать отпускную стоимость на сахар и на подсолнечное масло в рознице. Но поскольку сельское хозяйство очень сильно зависит от волатильности рубля, мы увидели, как рост курса валют негативно сказался на внутреннем производстве и помог агроэкспорту. АПК вошел в первую пятерку отраслей по экспортной выручке. Фактически агроэкспорт становится одной из главных статей пополнения бюджета Российской федерации. Это один их трендов 2019 года, который 2020-ом продолжился. Но если в позапрошлом году был соблюден баланс, то в прошлом под влиянием пандемии и падения доходов агроэкспорт стал трендом номер один в сельском хозяйстве. Все сельхозпроизводители, кто имел возможность, стремились так или иначе что-то продать за рубеж.
Потребительский спросПоскольку сельское хозяйство напрямую связано с ретейлом и продуктами питания, то, конечно же, на АПК существенно сказалось падение доходов населения. Если эта тенденция сохранится, то, скорее всего, сельхозпроизводителям придется корректировать свои планы на следующий сезон, потому что мы видим, что ряд продукции, в частности дорогой, перестает пользоваться повышенным спросом. Это сыры, говядина и свинина. Население переходит на более дешевые продукты – мясо птицы, суррогатные сыры, подрывая, скажем так, цельность бизнес модели. Надо понимать, что большинство сельхозпроизводителей строили свои планы на несколько лет вперед, не беря во внимание возможную пандемию как форсмажор. И сейчас многие компании, причем в больших агрохолдингах, корректируют планы по выпуску продукции, развитию предприятий, сокращают инвестпрограммы, поскольку понимают, что эту продукцию им некому будет продать в том объеме, как планировалось.
Если заглянуть чуть вперед, то, вероятно, экспорт продолжит расти в 2021 году. Об этом сегодня говорит большинство экспертов. Мы все очень надеемся, конечно, что и с помощью вакцинации, и с помощью каких-то других мер, все-таки пандемия будет нивелирована, как и ее влияние на рынок. Будет некое восстановление потребительского спроса, наверное, где-то в середине-конце 2021 года. И это позволит восстановить рост производств на внутреннем рынке.
Печать