Если выбирать главное слово года в системе нынешнего образования, то, конечно, это дистанционное обучение. Мы оказались в ситуации, практически приравненной к войне. И в этой «войне» мы увидели, к чему мы готовы, а к чему - нет. Мы увидели степень важности образования, уверена педагог, кандидат филологических наук, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова.
Надо сказать, образование всегда было той сферой интересов, которая привлекала внимание общественности. И если у нас, например, фигура учителя на сегодняшний день остается недооцененной, и это все прекрасно понимают, то степень важности образования никем не отрицается. Однако проблем в образовании очень много.
Мы сейчас увидели, что та самая цифровизация, о которой мы столько говорили, просто внедрилась в нашу жизнь в силу обстоятельств. Высшее образование с этой задачей справляется чуть хуже, чуть лучше, с определенными издержками. Но все-таки держится. Школьное образование мы таким образом выстроить не можем. Фактически пока на дистанционку ушла только Москва, поскольку плотность населения выше и риск заражения выше, чем в других местах. Это, безусловно, вынужденная мера. И переживается обществом с большим трудом и соответствующими комментариями. Я могу сказать, что Петербург из последних сил, но старается держаться.
Для дистанционного образования, во-первых, нужен высокий уровень самоорганизации, во-вторых, есть целый ряд видов деятельности, которым дистанционно обучить практически невозможно и в школах, и в вузах. Невозможно обучать дистанционно творческим видам деятельности, есть многие вещи, которые передаются из рук в руки. А спросите ректора Российской академии балета, он скажет – из ног в ноги. Дистанционно этому не обучают.
Еще до всяких пандемий многие национальные системы образования обнаружили, что социального педагога дистанционно обучить можно, а физика-теоретика – не получается. Или представьте себе, какая может быть дистанционная подготовка у врача.
Сейчас мы выясняем те зоны, где необходим непосредственный контакт. Мы оказались перед фактом переоценки преподавания как вида деятельности в условиях, приближенных к боевым. Конечно, дистанционное образование развивать необходимо, но при этом давайте будем помнить, что все, кто будет иметь хоть малейшую возможность давать своему ребенку очное образование, будут бороться именно за это.
Еще до момента масштабной цифровизации нам говорили, что информация на каждом шагу, ценность школьного образования падает. И вот нам представилась возможность выяснить, так это или нет. И сейчас мы видим, что да, информация на каждом шагу. В том числе, информация о том, как выполнить дистанционное задание, не владея темой. Наши дети это научились делать гораздо быстрее, чем наши образовательные порталы научились делать качественный учебный продукт. Мы не знаем, сам ли ребенок делал это задание, кто присутствовал при этом, кто помогал ему и в какой мере. Сейчас школьные учителя и преподаватели вузов получают одно и то же выполненное задание, решение, совпадающее до мельчайших деталей и технических ошибок или описок, от нескольких учеников или студентов одновременно. Понятно, что выполнял это задание кто-то один, а остальные просто скопировали, списали. Но формально вы ничего не можете возразить. И молча выставляете хорошую отметку. Какова ценность такого образования?
На мой взгляд, 2020 год нас научил видеть, понимать, ценить те вещи, которые казались обыденными, такими же обыденными, как личный контакт, рукопожатие. Хотелось бы, чтобы мы не потеряли это осознание.
Печать