Арнольд Шварценеггер опубликовал видеообращение, в котором подверг критике действия Дональда Трампа, обвинив его в попытке организовать в США госпереворот. Также «австрийский дуб» сравнил действия сторонников действующего президента, ворвавшихся в Капитолий, с погромами периода «хрустальной ночи» в нацистской Германии.
Многие расценивают это как подтверждение прогнозов о «предательстве» действующего президента со стороны отдельных республиканцев (что возвращает нас к вопросу о перспективах создания «партии Трампа»). Однако обсуждение «ножа, вонзенного в спину старины Дональда», скрывают за собой куда более сложную картину.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает более вероятным, что Шварценеггер лишь озвучил консолидированную позицию руководства двух ведущих партий.Чтобы понять значение действий «железного Арни», необходимо четко осознавать специфику его положения внутри политического истеблишмента Америки. В глазах многих россиян семикратный мистер Олимпия является (в лучшем случае) просто голливудской звездой и бывшим губернатором Калифорнии. Однако реальный статус Шварценеггера в табели о рангах американской элиты куда более сложен.
Бывший бодибилдер последовательно и публично поддерживал Республиканскую партию, как минимум с 1988 г., когда исполнитель роли «Конана-варвара» внезапно появился на предвыборном митинге вместе с Бушем-старшим. С тех пор его влияние внутри партийной организации «слонов» постоянно росло. Именно его позиция в ходе республиканских праймериз в 2008 г. во многом обеспечила победу Джона Маккейна. Тогда, напомним, Шварценеггер был вынужден сделать выбор между двумя своими друзьями – ныне покойным Маккейном и экс-мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани (человеком, известным, в том числе, как личный адвокат Трампа).
В то же время экс-губернатор Калифорнии всегда имел прочные связи с демократами. Его бывшая супруга Мария Шрайвер – племянница Джона Кеннеди.
И связь Шварценеггера с кланом политиков-демократов нельзя назвать чисто формальной или основанной только на родственных связях. Когда «железный Арни» в первый раз стал губернатором Калифорнии, на пост главы его администрации (вопреки мнению местных республиканцев) в конце 2005 г. была назначена Сьюзан Кеннеди – член партии «ослов», не связанная кровными узами с супругой актера и ранее занимавшая позиции директора по коммуникациям в команде сенатора Дайанн Файнштейн и исполнительного директора регионального отделения демократов.
Тесные связи Шварценеггера с демократами существенным образом отразились на его политической практике: несмотря на показное неприятие «социалистов», по таким вопросам, как, например, законодательный статус абортов и права геев, он последовательно отстаивал позицию, близкую к программе «ослов».
Наличие у экс-губернатора Калифорнии прочных связей как с республиканцами, так и демократами наглядно отражает факт создания при его участии Института государственной и глобальной политики Шварценеггера при Университете Южной Калифорнии, призванного содействовать развитию «постпартийного» сотрудничества внутри истеблишмента.
На фоне этого мы не можем рассматривать видеообращение Шварценеггера как выступление частного лица или отдельно взятого политика-республиканца. Человек, обладающий столь высоким статусом и разветвленной системой связей внутри двух ведущих партий, вряд ли стал бы делать столь громкие заявления без предварительного согласования с лидерами «ослов» и «слонов». «Австрийский дуб», вероятнее всего, лишь озвучил консенсусную позицию двух фракций американского истеблишмента, решивших устроить Трампу политические похороны.
Печать