Депутат Екатеринбургской городской думы, политолог, эксперт Центра ПРИСП Константин Киселев подвел итоги года по номинациям.Год был сложным и, казалось бы, должна произойти поляризация на добро и зло, на хорошее и плохое, но случилось именно противоположное. Смешалось все. В одном событии белое и черное, хорошее и плохое. Все вместе. Безусловно есть то, что только с «плюсом» или только с «минусом», но «смешанных» событий уж очень много. По пунктам.
1. В номинации «Гражданская активность» безоговорочно первое место у «Народной инициативы» по возвращению прямых выборов мэров городов в Свердловской области. Впервые в России инициатива прошла фильтр Законодательного Собрания. Впервые в истории страны, несмотря на административное сопротивление, были собраны подписи под народной инициативой. Больше почти в два раза, чем необходимо по закону. Впервые областная легислатура вынуждена была рассмотреть предложение «Народной инициативы». Закономерно предложения были отклонены, но это было событие, которое останется в политической истории.
2. «Гражданин года». Здесь всех невозможно назвать. Вспомните период локдауна, когда почти все стоит, когда многие в растерянности, когда медикам не хватает элементарного. И потом, когда уже ясны экономические потери. Кто-то опустил руки, кто-то закопал поглубже свою кубышку, у кого-то «своя рубашка ближе». Никого не осуждаю. Но вот многие сделали наоборот.
Михаил Фейгин («Очки для Вас») в самый сложный момент для бизнеса купил машину «Скорой помощи» и передал ее докторам. Не просто не уволил никого из своих сотрудников в период локдауна, но оформил всем оплачиваемый отпуск. Все это время поддерживал сотни людей.
Илья Борзенков с друзьями и коллегами в сложнейшее время создает Фонд содействия социальным проектам «Старт-фонд». Находит и поддерживает уникальные инициативы.
Без Игоря Алтушкина, Андрея Козицына и Андрея Симановского вообще трудно представить, как бы мы справились еще в первую волну пандемии. Здесь и машины «Скорой помощи», и СИЗы, и многое-многое иное.
Я назвал лишь некоторых. Но ответственных, искренних, щедрых было не счесть. Кто чем мог. Помогали и помогают выжить людям и городу сотни и тысячи. Часто в буквальном смысле этого слова спасают жизни. Всем низкий поклон.
3. В 2020 г. пришлось вводить новую номинацию со странным названием - "Я тебя породил". В ней первое место получает Николай Романов, который бывший схиигумен и который отлучен, изгнан и арестован перед самым Новым Годом. Почему? Понятно, что Сергий - продукт системы. Продукт ее правой радикализации. Порождение фундаменталистской сути нынешнего правления РПЦ. Но в какой-то момент это радикальное производное вышло из-под контроля и стало угрожать самой системе. И церковной, и светской. Вот и пришлось системе его захватить, возбудить и отлучить.
Вообще процесс радикализации системы закономерен. Она становится все более фундаменталистской, злобной, желчной, нетерпимой и все менее современной. Так что скоро «сергии» станут нормой, общим местом. В том числе светской нормой. В Госдуме, кстати, таких уже каждый второй. Придет время и их отлучения. На этот раз от нормальной, здоровой политики.
4. Интрига года – отставки Высокинского и Цуканова. Они ожидались уже давно. Еще после событий в нашем Сквере, но одно дело – ожидание, другое – интрига. И она длилась почти год, держа в тонусе весь политический истеблишмент.
5. В новой номинации «Политзэк года» однозначно побеждает Ярослав Ширшиков. Да, у нас под административкой были многие защитники сквера, в этом году Федор Крашенинников, но получить реальный срок в колонии-поселении и именно по политическим мотивам «удалось» только лидеру гусарского движения Ярославу Ширшикову. В Новом Году ему стоит жить и действовать более обдуманно, но не менее ярко и весело, сохраняя свой статус «городской достопримечательности», когда-то присвоенный ему уважаемым Антоном Баковым.
6. «Открытие года» – Владислав Постников. Он безусловный лидер «Народной инициативы». Именно он стал человеком для «сборки» многих гражданских и политических проектов. И именно он упустил победу на довыборах, а она была возможна и близка.
7. «Административный провал года» - передача здравоохранения от города на уровень области. Не справился Высокинский со здравоохранением. Его политика на сокращение финансирования привела к катастрофе в сфере медицины. Только вмешательство области и меценатов смогло хоть как-то помочь. Итог печален.
8. В номинации «СМИ года» у меня два лауреата при всем уважении ко всем остальным.
Во-первых, It`s My City под шефством Дмитрия Колезева. Разумность, аналитичность, взвешенность, крутые интервью – это все о них.
Во-вторых, 66.ru. Здесь резкий подъем качества, оперативности, всесторонности. В 2020 году портал 66.ru стал реально конкурировать и с такими монстрами, как Е1, и со специализированными новостными лентами.
Но самое главное, что и у It`s My City, и у 66.ru видны профессионализм, которого так не хватает в последнее время, и любовь к Екатеринбургу.
9. «Парк года». Их два.
Парк УрГУПС, который защищают тысячи и который ради строительства сомнительного бассейна упорно желает уничтожить администрация железнодорожного ВУЗа. И никаких переговоров. Упертость, недальновидность, узколобость. И есть понимание, что история продолжится.
И парк XXII Партсъезда, что за Дворцом молодежи. Здесь переговоры были. Трижды стороны расходились, но возвращались. Были сделаны определенные уступки. Не всего удалось добиться, но хоть что-то. Помимо уступок произошло осознание, что за качеством будут следить, что повторить безобразие, случившееся в Зеленой роще, не удастся.
10. «Антиблагоустройство» года – Зеленая роща. Ужасно все. От детских площадок до общей эстетики. От маршрутизации дорожек до качества установки фонарей. Просто глухая провинциальность и прошлый век.
11. Проект года – «Городские экскурсии» («Екбгуляем») и все, что связано с перепрочтением и новым открытием города и окрестностей (карманные путеводители по районам Екатеринбурга, «Лето на заводе и т.д., и т.п.). Экскурсионное времяпрепровождение стало популярным и даже модным. Вдруг оказалось, что мы не знаем свой город, не знаем его историю, не видим то, что буквально перед глазами. И мы захотели город узнать, прочесть и увидеть.
12. В номинация «Театр года» выбор сложен. Время было для театров жесткое и даже жестокое. Выживали и выжили. И в такое время мне не обязательно ограничиться только одним выбором. Я могу отметить всех самых-самых. Их три, на мой непрофессиональный взгляд.
Конечно, «Оперный», который в этом году взял четыре золотых маски. Четыре! Молодцы большие.
Безусловно, мой любимый Театр Кукол со спектаклем великого Виктора Плотникова «Собака-камень».
Наконец, это с множеством новых постановок и рядом наград Центр современной драматургии, прогресс которого сложно не заметить. Стоит видеть, как театральная молодежь превращается в театральных зубров. Это круто.
13. «Архитектурное сооружение года» - штаб-квартира «Русской медной компании», построенное по проекту бюро Нормана Фостера. Первое в России. Все остальные попытки закончились поражением. А Алтушкину удалось. Город получил новую достопримечательность. Сразу в Екатеринбурге появилась новая точка тяготения. Увы, пока здание РМК - архитектурное исключение, а так хочется больше новых архитектурных достопримечательностей.
14. О грустном категория «Потери года». Их много. Назову двух великих. Юрий Мансуров – гениальный хирург, спасший десятки тысяч жизней. Владислав Крапивин – человек, воспитавший поколения честных и открытых сердцем. Ушли, но с нами.
15. «Круто года» - фестиваль «Карт-бланш 2020». Сколько на нем всего было?! И несколько работ, посвященных событиям в Беларуси (Батька с кровавой дубинкой, Наше сердце бьется в такт с белорусским народом и др.). И Подмостовье с «Ныряльщиками», «Как строить мосты между людьми» и многими другими работами. Вообще всего не перечислить. Мое любимое – пять гранитных камней в Сквере около Драмы, из которых составлено слово «ЖИЗНЬ».
Пусть символом нового 2021 года будет именно ЖИЗНЬ.
Печать