Алексей Громский – о событиях прошедшего года, которые изменили жизнь.
Пандемия коронавируса повлияла не только на социальную жизнь общества, но и на политику, систему управления и на мировой расклад в целом.
И власти, и политическим партиям придется подстраиваться под новую реальность, считает политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Волонтерство2020 год очень сильно изменил отношение к волонтерству и во власти, и в обществе. До этого волонтерство было чем-то молодежным, не относящимся ко «взрослой» политике. Теперь же стоит вопрос о серьезной поддержке добровольческих движений, в частности, волонтеров, которые помогают врачам и работают с ковид-положительными гражданами.
Волонтерство, отзывчивость в принципе, стали гораздо выше цениться в обществе. И это видно на практике. Например, социальная ответственность бизнеса, которая распространяется не только на крупные предприятия, которые могут себе это позволить, но и на малый и средний бизнес, в том числе, в регионах.
ИнформацияПрошедший год очень серьезно изменил подачу и восприятие информации. Это было продемонстрировано не раз. Мы видим клиповое мышление, быстрое восприятие и мгновенную реакцию большого числа людей. А также довольно серьезные последствия на клиповые, секундные вбросы информации в массовое сознание. И это, на мой взгляд, необходимо будет учитывать в ходе избирательной кампании 2021 года, это тренд. Пара фраз, короткое видео, фото вброшено, и это совсем не обязательно может быть информация, имеющая отношение к истине. Но дальше на него приходится как-то реагировать, что-то объяснять.
Точка опорыСоединенные Штаты Америки перестают быть оплотом экономической стабильности. На фоне предыдущих финансовых кризисов принято было считать, что доллар - тихая гавань, что кто-бы ни был президентом в США все равно останется неизменной внешняя и внутренняя политика в основных своих показателях, значимых для других стран. 2020 год показал, что даже в США все может очень быстро поменяться. Тому пример последние выборы, во время которых одна из политических системообразующих партий США фактически поставила под вопрос всю избирательную систему страны, ее легитимность, прозрачность и честность. Очевидно, место тихой гавани, точки опоры для всех остальных стран сейчас вакантно. Можно сказать, что Россия, как и Китай соревнуются, конкурируют за это звание. Или нам удастся совместно сформировать такую точку опоры.
Высокие технологииГлядя на общую экономическую ситуацию, можно сказать, что очень серьезный рост прибыли в 2020 году показала высокотехнологичная сфера. Мы увидели, что именно в этой сфере может быть сформирована компания, буквально двумя - четырьмя людьми, которая быстро пойдет на взлет. Причем, эти компании, в частности, интернет-платформы сразу же начинают влиять на политику и социальное самочувствие общества. Да и сам доступ в интернет стал критически значимым и в России, и во всем мире. Для того, чтобы учиться в школе, чтобы иметь доступ к работе в условиях самоизоляции, нужен интернет.
Гражданская ответственностьЛюди, получившие статус самозанятых, сформировали новый класс налогоплательщиков. В самых разных экспертных сообществах не раз говорилось о том, что полноценная гражданственность в людях развивается, когда они сами платят налоги. В данном случае развитие такой категории, как самозанятые способствует появлению такой гражданственности. Опять же, государству и политическим партиям, политтехнологам надо к этому подстраиваться.
Растет значение политтехнологического сопровождения управленческий решений, то есть не деятельности кандидата, а его решения на уже выигранном по итогам выборов посту. И кстати, сокращается дистанция между гражданином и избранной властью. Фактор «до Москвы далеко, до Бога высоко» - больше не работает. Как в экономическом, так и в политическом плане.
Удаленно можно работать хоть в Москве, хоть в Гонолулу, если ты востребованный специалист. И быть частью политики, интересоваться управленческими решениями там же, уделяя минимальное внимание происходящему в фактически окружающем такого специалиста условном Воронеже.
Да и в целом, в регионах люди все больше заинтересованы в каналах коммуникаций с властью на федеральном уровне. Это опять же серьезный вызов для политических партий, потому что сегодня наиболее прямой вертикалью от муниципалитетов до центра обладают именно политпартии.
Печать