Американская НКО «Коалиция за безопасный интернет» (Coalition for a Safer Web, CSW) подала в суд на компанию Apple с требованием удалить мессенджер Telegram из магазина приложений App Store. CSW мотивирует свои действия тем, что приложение активно использовалось для «координации и подстрекательства к акциям насилия» в США в январе 2021 года. По словам адвоката НКО Кита Альтмана, аналогичный иск в ближайшее время будет подан и против компании Google.
Тема получила столь широкий резонанс, что возможную блокировку Telegram со стороны Apple в своем выступлении прокомментировал глава МИД России Сергей Лавров. Многие публицисты восприняли происходящее как продолжение кампании по «зачистке трампистов» в социальных сетях. Однако факты позволяют поставить это под сомнение.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев оценивает шансы удаления мессенджера из App Store как весьма туманные.«Крестовый поход» молодого НКО
CSW не относится к числу влиятельных НКО с солидной историей. Она была образована лишь летом 2019 г. Помимо главы данной организации Марка Гинзберга, в ее руководстве отсутствуют персоны со значимым политическим бэкграундом или влиянием на «людей, принимающих решения». «Статусных» лиц можно обнаружить лишь среди членов Консультативного совета НКО, играющего скорее роль собрания «свадебных генералов». Причем в первую очередь речь идет именно о политиках-республиканцах: бывшем председателе Республиканского национального комитета Майкле Стиле и министре внутренней безопасности США в 2003 – 2005 гг. Томе Ридже. Прочие члены Консультативного совета (как и сам Гинзберг) – это скорее «политические пенсионеры», отказавшиеся от активного участия в борьбе за власть в пользу пребывания на почетных синекурах в различных НКО.
Нужно понимать и то, что иск CSW не является производной от январской «охоты на правых» в американских соцсетях. Начало конфликта датируется иным периодом. Эта организация планомерно давила на Apple, забрасывая корпорацию из Купертино жалобами на Telegram, еще с июня 2020 г.
Тогда активисты, апеллируя к авторитету члена Консультативного совета организации Тома Риджа, попытались убедить Тима Кука в том, что Telegram активно используется для разжигания ненависти и организации нападений на этнических евреев и афроамериканцев. В качестве движущей силы этого процесса были указаны «транснациональные белые националистические экстремистские группировки, многие из которых аффилированы с Агентством Интернет-исследований при правительстве России (в российских СМИ данная структура, существование которой многими экспертами ставится под сомнение, более известна как «фабрика троллей» – Н.П.). Основанная Стивом Джобсом корпорация никак не отреагировала на эти обвинения. В июле CSW повторно обратилась в Купертино, убеждая руководство Apple в том, что российское правительство посредством Telegram поддерживает антисемитские и неонацистские группы в США, используя мессенджер как инструмент для вербовки активистов, организации террористических сетей и нелегальной торговли. Также было заявлено, что власти РФ при помощи мессенджера координируют атаки сторонников «белого превосходства» на участников акций против полицейского насилия и, более того, организуют провокации в форме разграбления магазинов.
Однако доводы CSW не показались руководству Apple достаточно убедительными, чтобы выполнить просьбу о временном исключении приложения Telegram из магазина App Store.
Ни мытьем, ни катанием
Шансы на то, что CSW сможет принудить корпорацию Тима Кука к удалению мессенджера из App Store, оцениваются как весьма туманные. Положения раздела 230 закона «О порядочности в области коммуникаций» 1996 г. прописаны таким образом, что, за исключением ряда редких обстоятельств, Apple может не беспокоится о содержании контента, который распространяется при помощи ее ресурсов. Помимо того, судебный процесс обещает быть долгим, что, с учетом разницы в ресурсных потенциалах соперников, в итоге должно склонить чашу весов правосудия в пользу корпорации.
Добровольное же удаление мессенджера из магазина приложений только ради урегулирования конфликта с CSW представляется маловероятным. В особенности – на фоне предшествующей истории взаимоотношений Apple и Telegram.
Ранее у Apple уже были серьезные коммерческие конфликты с Telegram (в июле 2020 г. компания Павла Дурова направила властям ЕС жалобу на нарушение «яблочной корпорацией» норм антимонопольного Евросоюза). Также имели место и серьезные поводы для исключения мессенджера из App Store. В 2017 г. разразился крупный скандал, связанный с использованием Telegram при организации террористических атак в Берлине и Милане. В 2018 г. Apple приостановила доступ к приложению из-за обнаружения в мессенджере детской порнографии. В октябре 2020 г. корпорация из Купертино потребовала заблокировать 3 Telegram-канала, посредством которых жители Беларуси раскрывали личности участвующих в подавлении протестов силовиков и публиковали персональные данные членов избиркомов.
Если бы корпорация из Купертино реально была бы заинтересована в том, чтобы нанести удар по компании Павла Дурова, то она давно бы воспользовалась множеством предоставленных ей шансов под благовидным предлогом «утопить» Telegram.
Ничего личного, только бизнес
Необходимо помнить и о другом важном аспекте: Дуров – это не политик, а бизнесмен. Он с удовольствием воспользуется ситуацией, чтобы расширить аудиторию собственного мессенджера. Однако риски, порождаемые возможным конфликтом с западными технологическими гигантами и администрацией нового президента США, слишком высоки. Создатель «Вконтакте» мечтает не «сделать Америку снова великой», а увеличить собственное состояние. Он наверняка постарается максимально использовать наплыв «трампистов» в своих интересах, но никогда не позволит им превратиться в серьезную угрозу для (почти) действующей власти в США. Ее представители уже успели продемонстрировать свое влияние на технологических гигантов и возможные последствия для компаний-«диссидентов». В отличие от российских властей, Вашингтон располагает реальными рычагами давления на Интернет-компании – правовыми, технологическими и финансовыми.
Павел Дуров не даст своему мессенджеру превратиться в оплот сторонников Трампа (просто из соображений самосохранения). А Apple не пойдет на развязывание войны против давнего партнера, тем более под давлением недавно созданного НКО, основанного при участии «вышедших в тираж» функционеров Республиканской партии.
Печать