31 января по всей России прошла вторая акция в поддержку политика Алексея Навального, которого собираются отправить отбывать наказание по делу «Ив-Роше».
Дальнейшие митинги поддержит лишь немногочисленное радикально настроенное ядро оппозиции, считает директор по политическому анализу компании ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский.На мой взгляд,
основная проблема, связанная с протестами – это то, что сам протест становится каким-то «родовым проклятием». И в этом смысле наша оппозиция действительно оправдывает свое название, как несистемная оппозиция. То есть, говорить о системной политической силе здесь не приходится.
Повестка митингов не сформирована. Сами протестующие не могут ответить на вопрос, против чего они протестуют. За Навального, за освобождение Навального, за свободу политическим заключенным, против коррупции, и самый главный тезис – это, конечно, против власти. Я просто перечисляю то, что озвучивается самими протестующими. Если внимательно смотреть на все эти тезисы, то они носят абстрактно-обобщенный характер.
Можно проводить параллели, вспоминать, например, польское сопротивление в 80-х годах, которое возникало, как системная политическая сила. Они требовали изменений конституционных норм и формулировали эти требования. Самое главное, было пространство для переговоров.
То, что делает наша оппозиция сейчас - это очередная попытка эскалации без выхода и без результата. Я думаю, что никто не может ответит на вопрос чего же, с политической точки зрения, добилась оппозиция вот этими двумя митингами. Я думаю, что ответа просто нет. И в этом, на мой взгляд, основная проблема протестов.
Скорее всего, они будут затихать. С 23 по 31 января количество протестующих, в среднем, уменьшилось более чем вдвое. По регионам еще больше. Уже внутри протестующих возникли дискуссии, причем очень жаркие, как всегда на очень высоком эмоциональном градусе, с обвинениями друг друга в измене каким-то идеалам. Дискуссия идет и про то, что надо продолжать выходить на митинги или нет. Я думаю, что какое-то радикальное ядро, при небольшой своей численности и качестве, продолжить призывать к протестам, но рационально настроенная часть оппозиции на митинги не пойдет.
Печать