Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин подводит итоги протестных шествий в южных городах России.Даже по сообщениям самих организаторов и участников акций (не говоря уже об официальной статистике, конечно), они оказались значительно малочисленнее, нежели 23 января. Так, в Ставрополе на первый митинг, стихийно переросший в шествие, вышло около тысячи человек, а на этот раз их было на порядок меньше. В Краснодаре количество участников, которые также устроили шествие по улице Красной, сократилось примерно вдвое. Аналогичная динамика была в других крупных городах Юга - Волгограде, Ростове-на-Дону, Анапе, Сочи.
На мой взгляд, снижению протестной активности способствовали несколько факторов - как внутренних, так и внешних. Силовики так или иначе нейтрализовали практически всех неформальных лидеров протеста (активистов штабов Навального на местах), также значительные усилия были приложены для перекрытия каналов коммуникации. Именно на это и были ведь нацелен пакет законов, спешно принятых Госдумой под конец декабря 2020 года.
А вот эффект от госпропаганды, направленной, например, на несовершеннолетних (мол, не ходите на митинги), был скорее минимальным. Другое дело, что значительное число участников акций 23 января сами быстро разочаровались, увидев политическую бессодержательность протеста.
У протестующих отсутствуют внятные требования. Те самые неформальные лидеры протеста даже не пытались инкорпорировать даже локальную повестку, которая могла бы потенциально поднять численность протестующих. В каждом регионе ведь есть, о чем людям сказать: есть экологические, трудовые, социальные требования.
Думаю, пролонгация протестной активности, о которой уже заявляют представители штабов Навального, продемонстрирует еще более быстрое затухание вовлеченности протестующих.
Грубо говоря, даже в крупных городах уже очень скоро не наберется той "критической массы", которая готова будет еженедельно выходить под абстрактными лозунгами. Напомню, что даже "Стратегия-31", проводившаяся регулярно с 2009 по 2010 годы - и не каждую неделю - с каждым разом собирала все меньше людей. А завершилась еще и конфликтом лидеров - фигур для оппозиции того периода куда более интересных и ярких, нежели Навальный сейчас.
Печать