В Кремле считают неприемлемыми «нотки ультимативности» в заявлениях президента США Джо Байдена о России, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он также добавил, что в Кремле сожалеют об агрессивной и неконструктивной риторике президента США по отношению к России. Президент США Джо Байден, выступая в Госдепартаменте с программной речью по внешней политике, заявил, что он «ясно дал понять президенту (России Владимиру) Путину, что в отличие от своего предшественника, дни, когда США будут сдаваться перед лицом агрессивных действий России – вмешательства в выборы, кибератак, отравления своих граждан, – прошли. Мы будем без колебаний заставлять Россию платить и защищать жизненные интересы нашего народа».
Доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о нарастающих трудностях в отношениях с государствами «коллективного Запада». Обновленный «Вашингтонский обком» вновь обрушился на нас с угрозами введения новых санкций. Представитель госдепа по связям с прессой Нед Прайс
в ходе брифинга сокрушался по поводу «плачевного положения» с правами человека и ущемлениями свобод представителей ЛГБДТ-сообщества в России, возмущался кибератаками «русских хакеров» на электронные системы связи США. За хвосты были вытащены из пропагандистской каптерки госдепа и другие дохлые крысы, не дожившие до года быка из-за своей очевидной худосочности.
Главное, однако, заключается не в этом. Важно то, что, как заявило официальное должностное лицо новой администрации, спецслужбы США по поручению президента анализируют варианты «соответствующей политической реакции на то, что, как мы видели, исходит от России».
То есть, нам опять грозят санкциями. И даже более того. Госдеповский клерк в данном случае перепевал цитату из программного выступления Джозефа Байдена по вопросам внешней политики в Конгрессе США 5 февраля, в котором президент пообещал конгрессменам, что Америка заставит Россию заплатить «за все».
Ну что ж… Нам не привыкать. Еще при Трампе под различными предлогами и без всякого повода американская администрация 46 раз вводила самые различные санкции против нашей страны, российских физических и юридических лиц. Большинство из них действует и поныне. А Россия жива и процесс вставания с колен после лихолетья 90-х годов прошлого столетия продолжается. Более того, и сам американский бизнес (а санкции в основном носят экономический, финансовый и юридический характер) не торопятся сворачивать сотрудничество с нашими хозяйствующими субъектами. Только за один 2019 г. товарооборот вырос на 30%. Даже в тяжелом для обеих стран прошлом году только в первом полугодии взаимный товарооборот составил 12,4 млрд. долл. А в первом квартале 2020 года наблюдался даже, пусть и незначительный, но рост прямых американских инвестиций в нашу экономику.
Значит, капитал США видит возможности и перспективы для инвестирования в нашу страну. Железный закон бизнеса гласит money should come back – деньги должны возвращаться. И деньги в российскую экономку вкладываются. И американцами, и европейцами. Западные банки предлагают своим вкладчиками, желающим приумножить свои капиталы, инвестировать прежде всего в фонд RICH, и буква R в этой аббревиатуре означает Russia. Вложения в нашу экономику надежны, безопасны и выгодны. Стоит вспомнить, что на подъеме нашего сотрудничества будущий госсекретарь США, а тогда генеральный директор компании Эксон-Мобил Рекс Тиллерсон лично принял участие в церемонии пробного бурения первой скважины совместного с «Роснефтью» проекта в Карском море. Объём той, свернутой по политическим соображениями, сделки составлял 500 (!) млрд. долл. США.
Россия тогда быстро нашла альтернативу, заключив контракт века с Китаем на сумму в 400 млрд американских долларов, и построенный в рамках этого контракта трубопровод «Сила Сибири» уже функционирует. А вот потеря для США от следования своим «политическим интересам» до сих пор не восполнена. Вывод: надо реалистически понимать свои политические интересы. И если они понимаются так, как их понимал покойный сенатор Маккейн, а именно как право Вашингтона «назначать» президентов России, то такими «интересами» лучше пренебречь.
И вот еще что, для слабонервных в нашей собственной стране, тяжело переживающих из-за нарастающих трудностей в отношениях с государствами «коллективного Запада». Да, конечно. Конструктивное сотрудничество с США и Евросоюзом могло бы значительно ускорить темпы нашего поступательного движения вперёд по пути формирования высокотехнологичной наукоемкой экономики, повышения жизненного уровня наших людей. Но какой ценой? Если это равноправное сотрудничество по формуле «мы вам энергию и сырье – вы нам высокие технологии», то - да. Мы к этому готовы. Но если это «пирожки миссис Нуланд» за то, чтобы в американском посольстве писали проекты решений нашего правительства, как сейчас в Киеве на улице Сикорского пишут документы для кабмина Украины, то это не наш выбор - not our choice.
Заметим также, что хорошими мы для Запада все равно никогда не будем. Национальные богатства России оцениваются международными экспертами в 400 трлн. долларов; гражданин России в 2 раза богаче гражданина США, в 6 раз — Германии, в 22 раза — Японии.
Поэтому всегда будут желающие покритиковать нас и сесть нам на шею, как, к сожалению, уже бывало в нашей истории. Поэтому следует помнить, что лучшие периоды процветания нашей страны приходились отнюдь не на времена пламенной дружбы с западными государствами.
Чего стоит одно только присвоение императору Николаю Второму титула британского адмирала в 1908 г. спустя всего три года после тотального разгрома российского флота японцами при содействии англичан. Очень уж нужно было втянуть тогда Россию в Антанту. И за отделанную сусальным золотом адмиральскую шпагу было уплачено миллионами жизней российских солдат на полях Первой мировой войны. А как не вспомнить, как сильно любили нас немцы на торжествах по случаю вывода российских войск из Германии. Очень хорошо! Нам и не нужно иметь танки в Германии. Но беда в том, что теперь бравые американские ребята катаются на танках вдоль эстонско-российской границы в двухстах километрах от нашей северной столицы.
Видимо, есть доля истины в словах Юлия Цезаря «Боги, уберегите меня от друзей, а с врагами я сам справлюсь». Судьбу его, убитого лучшим другом, во многом повторил российский император, по совместительству британский адмирал, которому британский парламент отказал в праве на политическое убежище.
Но наш случай с американской администрацией имеет свою специфику. Дело в том, что в год вступления в должность Байдена исполняется восемьдесят лет с того дня, когда 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Наша страна тогда практически один на один противостояло фашистской агрессии. А спустя два дня будущий президент США, по стечению обстоятельств тоже представитель демократической партии, Гарри Трумэн писал в «Нью-Йорк таймс», что США будут помогать России, если увидят, что войну выигрывает Германия, но "если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга». Выигрывала на первых парах Германия, и это вынудило Штаты в конечном итоге вступить в войну на стороне Антигитлеровской коалиции. Мы и сейчас отдаем дань уважения и благодарности за полученную тогда от американского народа помощь. Но потери, понесенные СССР и США в той войне несопоставимы. Поэтому слова нового представителя демократической администрации о том, что он заставит Россию заплатит «за всё» звучат в этот год кощунственно.
Печать