Политолог, представитель РАПК в ДФО, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов – о политическом отчуждении народа и власти.Последние месяцы показывают существенное падение интереса к политическим партиям со стороны избирателей. Можно сказать, наступил выжидательный момент. При этом, протест никуда не делся. Он трансформируется. И пока социологам не удается нащупать, что конкретно люди хотят изменить. По сути, мы имеем дело с общим протестным настроем, который не можем полностью детализировать.
Конечно, накопилась усталость – от ковидных ограничений, страха перед болезнью, финансовой нестабильности. Однако, если мы сравниваем статистику, то как прошла серьезную стадию пандемии Россия и Европа, данные в пользу России. Но есть пропагандистский момент. Мы смотрим на их фасад, не на внутреннюю ситуацию. Как там все рушится, и с какими проблемами люди сталкиваются из-за глобальных процессов, в том числе ковидных. Этого не видно – отсюда, из России, но их эти проблемы тоже коснулось, их экономика сыпется, возможно, еще болезненнее.
И здесь мы имеем дело, с одной стороны, со страхами, иногда не до конца оформленными. Во многом, инспирированными фейковыми новостями в интернете, не всегда точными формулировками экспертов, заблуждениями относительно уровня жизни в Европе, Азии, Америке. На самом деле, у нас в голове сформировалась голливудская или, скажем, туристическая картинка. Мы смотрим какой-то фильм, допустим, американский. У него есть сценарий, ориентированный на внутреннюю цензуру страны, на рейтинг и многое другое, как в любом бизнесе. И мы же не смотрим драматичные фильмы. Мы смотрим – развлекательные, мы все устали. Из-за сюжета, в котором приуменьшена сложность, а преувеличена радость, лучшие стороны жизни, у людей складывается мнение, что там так всегда и везде. Множество туристов, которые путешествовали по Европе или Америке, чаще всего видели лишь туристическую часть жизни. А когда ты турист – интересно, в принципе, везде. И складывается картинка, что у них все хорошо, а у нас все плохо.
На мой взгляд, первое, что государство сейчас будет вынуждено делать, это решать вопрос информационной безопасности граждан. Заняться интерпретацией своих действий, разъяснением. Людям нужно простыми словами объяснять, что делает государство. А государство делает много полезного и нужного. Но, когда мы смотрим на отчеты министерств, то видим сухие цифры, таблички – такой-то бюджет, столько-то исполнено. А что эти действия дают людям, регионам, муниципалитетам, домам и дворам – вот это самый главный вопрос.
Когда выступает президент, обозначая намерения и сроки - это всегда внушает надежду. Почему? Озвучен достижимый результат и указано, когда это будет сделано. Но он же не может работать «рупором» за всю страну.
По сути, интерпретация – это перевод с чиновничьего языка на нормальный, поскольку они отличаются друг от друга. И происходит диалог – а он вроде бы и есть – слепого с глухим. Происходит политическое отчуждение народа от власти, правительства, парламентариев, партий.
Печать