На съезде мусульман Кабардино-Балкарии был единогласно переизбран муфтием 56-летний Хазраталий Дзасежев. Для него это будет уже 3 подряд срок полномочий: Дзасежев возглавил республиканский муфтият в 2010 году.
По точно такому же сценарию единогласного одобрям-с прошел и съезд мусульман Карачаево-Черкесии. Все без исключения делегаты переизбрали муфтием 67-летнего Исмаила Бердиева. А вот для него это уже 7 срок полномочий: Бердиев муфтием работает с 1991 года. Почти наверняка, он же и сохранит новую должность - руководителя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о несменяемости муфтиев на Северном Кавказе.Главная претензия к современной политической системе, которая звучит и от несистемной оппозиции, и со стороны Запада — это несменяемость, консервация кадров. Якобы, гражданское общество имеет исчезающе малое влияние, чтобы требовать ротации элит.
Но давайте взглянем на это самое гражданское общество, которое также давно законсервировано. Весьма яркий пример - это несменяемость муфтиев на Северном Кавказе. Людей, степень политического влияния которых порой сопоставима с губернаторским, по крайней мере, в таких традиционалистских регионах, как Дагестан или Чечня.
Итак, в Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев уже 30 лет муфтий, Ахмед Абдулаев в Дагестане - 23 года. В Северной Осетии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии муфтии занимают свои посты уже более 10 лет, и недавно были все переизбраны снова.
Выборы проходят единогласно, но это вряд ли говорит о тотальном одобрении уммой (мусульманской общиной) абсолютно всей деятельности муфтиев. А скорее о консервации религиозных функционеров, которые и формируют ближний круг муфтиев, не допуская до процедуры избрания лиц с альтернативным мнением.
Порочный принцип "парламент - не место для дискуссий", увы, становится мерилом работы и религиозных объединений. Только если в политической сфере человек, недовольный с позицией руководства региона, страны, партии, может пойти и проголосовать за другого, в случае с клерикалами это нереально.
И результатом несменяемости религиозных лидеров, особенно в мусульманской среде, становится радикализация молодежи, не видящей в пожилых и переизбираемых по инерции лидеров выразителей своих интересов.
Печать