Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко - о том, как эксперты «распределили» места в Госдуме между партиями.На мой взгляд, коллеги рисуют слишком радужную перспективу для партии «Единая Россия» и слишком рано раздают авансы. Безусловно, определенные векторы будут заданы в Послании президента Федеральному собранию 21 апреля. Наверное, после него можно будет делать какие-либо прогнозы, но всё равно с поправками на экономическую и эпидемическую ситуацию, на недовольство властью в целом, на ситуацию, связанную с политическим напряжением и внешнеполитическими угрозами. В частности, агрессией Украины в отношении ДНР и ЛНР. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов, поскольку внешнеполитическая ситуация, развиваясь по сценарию открытого конфликта России и Украины, может дать непредсказуемый результат.
Что касается обновления «Единой России», то здесь могу привести пример Красноярского края, в котором политическая ситуация очень непростая. Там есть ряд конфликтных ситуаций, связанных с расколом единороссов, который спровоцировал конфликт «Норильского Никеля» и администрации края. Но тем не менее, все депутаты от ЕР заявились на праймериз. И о каких-то новых лицах в Красноярском крае говорить сложно. Есть еще целый ряд территорий, где депутаты «Единой России» сохраняют свою позицию, и пока никакого обновления, тем более кардинального, не видно.
Возможно, в загашниках у технологов партии есть какие-то позиции, которые изменят ситуацию, и мы увидим новые яркие лица на политическом небосклоне, вставшие под знамена единороссов. Но на текущий момент складывается ощущение, что «Единая Россия» больше сосредоточилась на удержании результата, нежели на преодолении предыдущих подвигов. Тем более, что 2016 год действительно кардинально отличается от 2021-го. Прошедший 2020-ый фактически перевернул сознание многих россиян. И, скорее всего, это будут очень разные кампании. Даже говорить, что единороссы повторят результат, который достигли в 2016 году, как минимум, весьма оптимистично.
Определенное умиление вызвал прогноз по поводу партии «Справедливая Россия - За правду». На мой взгляд, консолидация трех партийный сил – Патриоты России, «Справедливая Россиия» и «За правду» – это тот случай, когда три плюс три и плюс три - равно три. То есть те проценты, которые эсеры традиционно имеют по всем социологическим исследованиям, к сожалению, не улучшатся.
И говорить о том, что, например, ситуацию серьезно изменит публицист Анатолий Вассерман как-то наивно. Я, честно говоря, вообще не вижу его как политика. И большой вопрос, знает ли о нем избиратель, готовы ли люди голосовать за Вассермана в текущей ситуации. Даже если «Справедливая Россия – За правду» соберет полный фулл хаус с НТВ, в том числе Екатерину Гордон и Глеба Пьяных, я сомневаюсь, что это каким-то образом изменит положение партии в общем рейтинге. И уж тем более партия не выйдет на второе место, как рассчитывают наши коллеги.
Наверное, Дмитрий Гусев должен так говорить, потому что он руководитель центрального аппарата обновленной партии. Но если с позицией Валерия Гартунга в Челябинске я согласен, это сильный кандидат. То, например, Анатолий Грешневиков без помощи власти в Ярославле не одержит победу в одномандатном округе. Да и по партийным спискам «Справедливая Росси – За правду» в том же самом Ярославле едва ли наберет какое-то серьезное количество голосов.
Если говорить об отсутствии новых лиц у КПРФ и ЛДПР, то действительно у этих партий есть определенные сложности. Но, анализируя ситуацию на разных территориях страны, можно сказать, что и позиции коммунистов, и позиции ЛДПР в регионах традиционно сильны. Скажем, Дальний Восток, где есть известный хабаровский кейс. Даже несмотря на то, что сейчас ЛДПР заметно ослабила там свои позиции, она остается лидирующей силой в Хабаровском крае. Кроме того, есть еще Владимирская область и целый ряд регионов, которые не стоит сбрасывать со счетов. Тем более говорить, что КПРФ или ЛДПР существенно уступают «Справедливой России», в некоторых местах даже «Единой России», преждевременно.
Определенный скепсис вызывают прогнозы по «Партии Роста», которая вообще не ведет никакую кампанию. И при этом коллеги как-то очень изящно обходят Партию пенсионеров, которая, в отличие от той же самой «Партии Роста» и «Родины», развернула полномасштабную кампанию во многих регионах. Причем в некоторых из них у нее есть даже льготы по сбору подписей, так как партия уже имеет депутатов на разных уровнях представительной власти. И учитывая историю с пенсионной реформой, можно предположить, что Партия пенсионеров имеет гораздо большие шансы подобрать яблоки падающего рейтинга единороссов.
На самом деле, подобные прогнозы коллег очень напоминает некие начальные попытки защиты результатов сентябрьских выборов. Это своего рода программирование электората и убеждения его в том, что именно такой политический пасьянс сложится в сентябре 2021 года. Хотя, повторюсь, есть огромное количество факторов, как внешних, так и внутренних, которые могут перевернуть эту картинку.
Печать