Заместитель председателя Совета молодых политологов Росссийской ассоциации политической науки (РАПН) Павел Склянчук - о повышении роли профессиональных политологов как катализаторов принятия общественно-политических решений.Понятие "политолог" стало весьма пластилиновым. Плохо, когда говорящие по телевизору головы, прикрываясь авторитетом учёных-политологов, пытаются выдать свое мнение за научные факты. Но есть ли вообще независимые политологи в России? Смотря что мы пониманием под независимостью. Работать за деньги - это нормально. Главное, чтобы деньги не подменяли собой научную истину. Разница между политическими аналитиками и комментаторами в том, что первые ценятся за объективность, а вторые за свою субъективность. Вторые ценятся дороже.
Быть приверженцем каких-то идеологических взглядов, или занимать активную гражданскую позицию естественно - политолог может быть заложником своих убеждений и отстаивать какие-то ценности – быть, например, монархистом или либералом. Среди академических политологов много непредвзятых профессионалов, но они очень часто остаются на обочине актуальной повестки. Те же, кто участвует в выработке политических решений, обладают меньшей степенью свободы выражения мнения перед начальством.
Качественное повышение уровня профессиональных политических оценок по событиям актуальной политики, формирование широкой скамейки узкопрофильных экспертов, в том числе среди молодёжи, а не универсалов, повышение уровня экспертного сопровождения вырабатываемых общественно-политических решений. Все это в совокупности благотворно скажется на уровне политической культуры в обществе, снизит уровень пропагандисткой индоктринации в СМИ, повысит интерес молодежи к профессиональной политике как жизненному сценарию участия в судьбе страны.
Насколько вообще политологи могут на что-то влиять? Актуальный вопрос состоит в том, насколько востребованы выводы политологов при принятии политических решений. Известно, что в последние годы отношения власти с политологическим сообществом меняются. Создание Российского общества политологов, конкурс РФФИ на получение грантов для политологических исследований, наконец - проведение «Конкурса политологов». Однако уровень влиятельности остаётся на недостаточно высоком уровне. В то же время наблюдается рост интереса со стороны общества к политическим наукам из-за того, что в целом повышается политическая культура. Поэтому роль политолога в обществе возрастает. Очень важно, чтобы политологи осознали свою ответственность и действовали, прежде всего, в общественных интересах.
Надеюсь, что организаторы «Конкурса политологов» в следующем году обратят внимание на выпускников профильных кафедр, которые испытывают трудности с практическим применением своих научных изысканий. Ежегодно по всей стране выпускаются сотни квалифицированных специалистов, защищаются десятки кандидатов наук, но они зачастую так и остаются невостребованными. Помочь решить эту проблему могла бы специальная ассоциация выпускников-политологов.
Печать