Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин – о государственной пропаганде в позитивной ее части.А давайте-ка сегодня поговорим об официальных праздниках. Государственных. Только что закончился период их, наверное, самой высокой концентрации в году.
Праздники ведь не просто так отмечаются. Это существенный элемент государственной пропаганды в её, можно сказать, позитивной части. Посредством праздников формируется образ государства, подчёркиваются самые важные исторические вехи, на которых государство основывает свою легитимность, выделяются отдельные необходимые государству социальные группы.
В современной РФ управление сферой официальных развлечений осуществляется примерно так же, как и на других участках. Тихонько присосаться к советскому и обделывать свои делишки, по возможности ничего не трогать, никого не обидеть. Не будем углубляться в спекуляции по поводу того, какой же образ государства в итоге формируется, сосредоточимся исключительно на нашей теме. В стране одновременно отмечается большинство советских праздников и некоторое количество новых государственных памятных дат, которые за прошедшие уже довольно долгие годы так и не смогли толком объяснить и обосновать. В официоз проникло и несколько старорежимных праздников, в основном, с религиозной подоплёкой. Кстати, в данной ситуации напрашиваются интересные исторические параллели. Похожее положение существовало в 20-е годы, когда при ещё не очень устоявшейся власти Советов Пасха некоторое время уживалась с Днём Парижской коммуны. Потом, когда советское окаменело и укрепилось, задвинули и то, и другое.
Напрашивается вывод, что и сегодняшняя ситуация является переходной к чему-то новому, ещё не до конца понятному. Давайте поразмышляем над возможными контурами этого нового сквозь призму праздников.
Вот, допустим, отмечают каждый год Первомай. В этот и прошлый раз обычных шествий по известным причинам не было, но едва ли приходится сомневаться в том, что их вернут немедленно по снятии ограничений. На этих шествиях обычно можно увидеть довольно много людей среднего возраста и даже молодых. Конечно, таким образом можно высоко оценить мобилизационные возможности властей, но вообще-то - зачем оно всё? Ладно, у старшего поколения здесь ещё может быть определённая ностальгия, однако для этого надо было предварительно прожить в СССР лет сорок хотя бы. Выходит, сейчас этим людям в среднем уже около семидесяти. Их возраст и память заслуживают безусловного уважения, но можно ли ориентироваться на них, когда речь идёт о построении будущего?! Как объяснить этот праздник молодым и даже средним по возрасту нашим гражданам? Не согнать их по свистку, а именно объяснить? Боюсь, на эту тему никто из бойцов идеологического фронта даже и не задумывается. Выходит, расчёт властей на то, что рано или поздно одни вымрут, а другие перестанут понимать, в чём здесь прикол. Ну и не придут больше. Баба с возу - кобыле легче.
Мне же представляется, что советский хлам, безусловно, надо отправить на помойку, а вот ценным советским имуществом разбрасываться, напротив, не стоит. Первомай вполне ещё может сгодиться на будущее. Правда, слова и музыку придётся переписать, ну да выходцам из СССР не привыкать.
Давайте подумаем, как это можно было бы сделать. Традиционно лозунгом первомайского праздника выступала триада «Мир-Труд-Май». Ну, топить за труд мне сегодня уже не кажется перспективной идеей (хотя власть, собственно, продолжает именно этим и заниматься, что лишь усиливает дезориентацию и ощущение фальши). Что же касается первого и третьего элементов лозунга, и то, и другое вполне жизнеспособный вариант. Акцент на «Мир» может красиво соотнести 1 Мая с Днём Победы (о том, что с ним делать, поговорим далее), а перенесение центра тяжести на «Май» создаёт конкуренцию с другим праздником, традиционно ассоциирующимся с весной (но им мы и вовсе дорожить не собираемся).
Но в принципе праздник и несколько выходных в начале мая в России с её неоднозначными погодными условиями - это правильно. Грех государству не использовать в своих целях один из самых красивых периодов года!
С Днём Победы всё несколько сложнее. Официальная пропаганда РФ (именно РФ, а не СССР) приложила к нему слишком много усилий, и в итоге поставила эту важную дату на грань вымирания. При нынешнем подходе всё через некоторое время окончательно превратится в компьютерную стрелялку, и ценный фрагмент народной памяти будет утрачен. Собственно, именно так и выглядят в большинстве своём современные фильмы о войне. Люди постарше недоумевают, а это, похоже, и есть картина, сложившаяся в голове у населения в результате идеологической санобработки.
На самом же деле День Победы - многослойный праздник, имеющий несколько измерений. Отмечать на государственном уровне успех в войне, случившейся тогда, когда руководители страны ещё даже не родились, не нужно. Совсем не нужно. Такой праздник должен отмечаться в семьях. Не в бессмысленных шествиях с картинками, а в узком кругу, за общим столом. Делать это должны только те, кто хочет. Таких людей и семей в стране достаточно, а государство может такую память поддерживать своими силами.
Следующее, что безусловно необходимо изъять из Дня Победы, это всяческие плачи, стоны и сопли. Стыдно и унизительно смотреть, как какие-то тётки по телевизору заливаются слезами, держа в руках портрет деда-офицера. Солдат не жалеют. Никогда. Даже если они проиграли. А уж победителями и подавно следует гордиться. Да, в войну были огромные жертвы и среди мирного населения. Но тут уж лучше расставить акценты так, чтобы все погибшие располагались поближе к героям, нежели топить армию-победительницу в совершенно ненужных и недостойных её потоках слёз. Задача тоже вполне посильная и для имеющегося пропагандистского механизма.
Тут возможен справедливый вопрос: а как же осуществить плавный перевод Дня Победы на новое содержание? Ведь перед нами не вегетарианское 1 Мая. Здесь так перекрутили идеологическую пружину, что как бы не поубивало всех, когда она начнёт разматываться в противоположную сторону. Дело, конечно, будет сложное, потребует времени. Но кое-какие соображения у меня имеются. Навеяны они просмотром трансляции парада и его продолжения в этом году. Помните, президент со своим гостем сначала возлагали венки, а потом пошли с цветами к...не знаю, тумбам (официально они и вовсе называются «блоками») с названиями городов-героев. Всем по букетику досталось, и столицам бывших республик тоже. А я подумал: что, если президент в этой части церемонии возложил бы цветы только своему родному городу? Раз уж так удачно вышло, что он ленинградец. Что, нет у него родных и близких земляков, которые прошли войну, вынесли тяготы блокады? Может быть, погибли. Это никого бы не задело, но внесло бы в официоз такую...интимную ноту.
Следующим шагом могло бы стать перенесение центра торжеств в разные города страны, причём с постоянной сменой мест. В конкретных сегодняшних условиях начать надо, естественно, с Ленинграда-Петербурга. Размах, жанр и тему празднования следует тоже менять в зависимости от места проведения основных торжеств, а акцент всегда делать именно на местной истории, событиях, героях. Это станет довольно безболезненной возможностью несколько прикрутить фитилёк и сделать праздник поскромнее и потише. Я уж не говорю о том, какой импульс развития могут получить таким образом не только маленькие городки, но даже и областные центры.
Теперь отвечу на другой справедливый вопрос, на сей раз от организаторов: а нам-то что теперь делать? Всё-таки в раскрутку Дня Победы вложены за последние годы огромные силы и средства. Что ж, просто всё под коврик замести, раз праздник резко изменился?
Не надо пока, пригодятся потраченные усилия. Есть у меня и в этой части предложение. Нынешний праздник представляет собой странный гибрид стона и плача, с одной стороны (это от советских пошло, остановиться до сих пор не могут), и возрастающего с каждым годом милитаристского накала (чего в СССР в связи с этой датой как раз не было совсем).
Так давайте, коли уж невмоготу как хочется парады организовывать и оружием бряцать, сделаем День Победы в официальной его ипостаси праздником армии и военных! Давно пора отменить никому не нужное 23 февраля, посвящённое неизвестно чему и постепенно деградировавшее до поздравлений воинам офисного труда. Зато вполне уместно отмечать 9 мая бесспорную победу нашей армии и под этим соусом постепенно отряхивать праздник от нафталина, привлекая общественное внимание к её новым достижениям.
В свою очередь, на пути ликвидации 23 февраля лежит гнилой колодой другой торжественный день по половому признаку - 8 Марта. Я уже подбирался к нему, разбирая Первомай, теперь продолжу. В современном мире праздники, учреждённые на гендерных основаниях, выглядят безнадёжной архаикой. Это актуальная проблематика более чем вековой давности, свидетельство инерции и косности нашего государства. В сегодняшних условиях отказ от женского праздника выглядит уже даже несколько запоздалым, и его придётся как-то обставлять. Но Россия ещё может обратить этот процесс себе на пользу, если реализует его в форме широкой общественной кампании, ведущую роль в которой играть будут, естественно, женщины. Такое выглядит современно и демократично, а государству добавляет очков. После падения 8 Марта его пара – «день мужчин» - отвалится сам как короста.
Читатель может возмутиться - что это я всё ликвидирую памятные даты, не добавить ли чего-нибудь!? Можно. Отличный потенциал большого государственного праздника есть, например, у Дня космонавтики. Эта важная дата явно недооценивается официальной пропагандой. Между тем, несомненно, что она может и должна работать на Россию, создавая её динамичный и прогрессивный образ.
А вот что касается праздников религиозных, то здесь я бы последовательно проводил политику отделения церкви от государства. Лишил бы их, то есть, всяческой государственной поддержки и прекратил бы показывать по телевизору стояние руководителей страны в храмах. Если только, конечно, о ком-нибудь из них не известно заведомо, что он ревностный верующий. В таком случае - милости просим, но только уж всегда, а не только тогда, когда идёт трансляция.
Для власти отказ от поддержки церкви быстро создаст совершенно новые возможности в региональной политике, причём на наиболее сложных её направлениях. Что касается самой церкви, то существование её как независимого и авторитетного института столь важно для общества, что она просто обязана состояться самостоятельно, без государственных подпорок. Верю, что наша церковь в силах это сделать.
И ещё короткое замечание. Не все праздники обязаны быть выходными днями. С другой стороны, праздничные мероприятия могут и не замыкаться только на конкретной дате, и вокруг праздника вполне допустимо существование ещё нескольких выходных. Так, вместо выпадающих 23 февраля и 8 марта можно для начала добавить пасхальный понедельник. Как в большинстве европейских стран, здесь нет ничего религиозного.
Таковы мои соображения по поводу судьбы весенней части наших официальных праздников. О других временах года поговорим отдельно.
Печать