Директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников предложил активней задействовать заключенных на тех работах, где не хватает рабочей силы и куда привлекают мигрантов. Эту инициативу поддержали в Минюсте. Как отметил Константин Чуйченко, министерству интересны крупные инвестиционные проекты, где численность лиц, которые отбывают наказание в виде исправительных работ, будет составлять тысячу и более человек.
По мнению политконсультанта, эксперта Центра ПРИСП Сергея Гречишникова, привлечение к работе заключенных проблему не решит.Идея привлечения заключенных к решению разного рода хозяйственных задач не нова. Это началось еще с Древнего Египта. И такая практика по сей день существует практически во всех странах мира. За исключением Норвегии, Голландии и еще ряда государств, где слишком трепетно относятся к правам человека.
На мой взгляд, привлекать заключенных к работе там, где сейчас не хватает рук, вполне здравая инициатива. Однако 188 тысяч заключенных, которые имеют право работать, этой проблемы не решат. Может быть, всего лишь частично закроют какие-то дыры.
Дело в том, что за 30 лет после распада Советского Союза народ, не скажу, что разучился работать руками, но в лице молодежи потерял интерес к труду рабочего. И стоять с мастерком на ветру, класть кирпичи хочет далеко не каждый, даже за вполне приличную зарплату. В какой-то момент Россия, как и некоторые развитые страны, начала привлекать к малопрестижным работам внешний пролетариат. С 90-х годов в нашу страну стали завозиться работники, которые стоят дешево, но и не чураются физического труда. Так еще с 50-х годов прошлого века делали в Германии, где теперь собственного рабочего класса практически не осталось. Его заменили мигранты.
Это опасная тенденция, потому что страны фактически становятся заложниками своей же собственной политики в сфере занятости. Когда внешняя рабочая сила по объективным причинам – это показала пандемия коронавируса – не может быть привлечена, встает вопрос, откуда брать рабочие руки. Привлечение к работе заключенных, повторюсь, мысль здравая, но проблемы не решает.
По-хорошему, мы должны вернуть уважение к рабочему человеку. Заняться апологией труда рабочего. Как это было в советское время. И у государства такие возможности есть. Была бы политическая воля.
Мотивация пролетария довольна простая – надо заработать, чтобы кормить семью. Но пролетария необходимо воспитывать. В СССР была целая идеология, которая проникала внутрь любого трудового коллектива. Везде. И за халатное отношение к своим обязанностям было стыдно перед товарищами по бригаде.
У нас есть свои трудовые традиции. Это живет в крови. И люди, которые могут эту традицию передать, никуда не исчезли. Пусть им по 60-70 лет, но они еще полны сил. Они могли бы стать наставниками для молодежи.
Печать