Президент России Владимир Путин и его американский коллега Джозеф Байден проведут переговоры в Женеве 16 июня. Как говорится в сообщении пресс-службы Кремля, темами переговоров станут «состояние и перспективы дальнейшего развития российско-американских отношений», а также «проблематика стратегической стабильности» и «актуальные вопросы международной повестки дня, включая взаимодействие в борьбе с пандемией коронавируса и урегулирование региональных конфликтов».
Это возобновление диалога для определения «красных» линий, которые прочертит и Россия, и которые прочертят Соединенные Штаты Америки, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Стороны обменяются своим видением глобальных и региональных проблем, своей заинтересованностью в том или ином виде в разрешении этих проблем. И останутся при своем. Никаких договоренностей, конечно, подписано не будет.
Важность этой встречи в том, что в условиях новой холодной войны критически важно, чтобы между сторонами был диалог. Как, собственно, это было, начиная с Карибского кризиса. Именно после и по итогам Карибского кризиса между лидерами СССР и США провели прямую телефонную линию. Для того, чтобы, если вдруг возникнет Карибский кризис-2.0, два лидера как два самых ответственных политика могли переговорить между собой, прежде чем нажать кнопку пуск и погрузить мир в ядерную войну.
Ситуацию, конечно, не стоит драматизировать, хотя как знать. Надеюсь, что мы пока еще далеки от горячей войны, но отношения достаточно напряженные. И сейчас после длительного периода отсутствия какого-то ни было диалога – диалог возобновлен.
Прерван он был в начале 2014 года усилиями администрации Обамы в контексте украинского кризиса. После этого была надежда на то, что Трамп, как человек рационально мыслящий, сможет возобновить этот диалог. Но ему сделать это не удалось, в силу особой специфики внутриполитического момента для Соединенных Штатов на тот период времени. А именно, обвинений в отношении Трампа в том, что он российский агент, со стороны оппозиции. Теперь эта оппозиция, придя к власти, сама совершает то, что запретила сделать Трампу - вести диалог с Путиным.
Но еще раз хочу подчеркнуть, этот диалог совсем не означает нормализацию отношений. Как минимум сейчас - никакой нормализации не будет. Но будет открыта новая страница в том, что стороны услышат друг друга, и, возможно, в перспективе договорятся до новых правил игры, которые были разрушены в период с 2000 по 2020 годы.
Печать