Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о влиянии интернета на массовую культуру и политическую идею.Интернет – это территория оппозиции. По крайней мере, она демонстрирует уверенное доминирование на площадках популярных в России зарубежных соцмедиа. В последние годы лоялисты активно наращивают экспансию в этом направлении. Однако их усилия сложно назвать результативными. Мы не наблюдаем появления в социальных сетях лидеров мнений, которые последовательно выражали бы поддержку действующей власти и при этом реально влияли на политические взгляды своей аудитории. Попытки обращения к уже «раскрученным» звездам, чаще всего, дают обратный результат. Достаточно вспомнить лишь о том, чем обернулась публикация совместного клипа Тимати и Gufа в поддержку Сергея Собянина.
Возможности «политической джинсы» существенно ограничены. Блогеры, косвенно выражающие поддержку власти или ее отдельным инициативам, регулярно сталкиваются с обвинениями в «продажности» со стороны подписчиков. Что больно бьет по лидерам общественного мнения, обеспечивающим себе рост просмотров за счет «хайпа» на общественно-политическую тематику - примером в данном случае может служить Николай Соболев.
В некоторых случаях прямая или косвенная демонстрация лояльности государству, например, со стороны Дмитрия Масленникова, лишена смысла, потому что аудитория блогера смотрит его видео чисто ради развлечения и не считаются с его политической позицией.
«Блеск и нищета» лоялистов в социальных сетях на данный момент не несет в себе существенных рисков. Но по мере неизбежного роста влияния интернета на массовую культуру - и сопутствующего падения роли ТВ - доминирование оппозиции в Глобальной Сети уже в среднесрочной перспективе может превратиться во вполне ощутимую угрозу.
Это ставит нас перед вопросом – могут ли лоялисты, условно, «завоевать Youtube» или TikTok, и что необходимо для решения этой задачи?
Однако ответу на него должно предшествовать решение другой задачи. Необходимо определиться, имеет ли в принципе смысл лоялистам пытаться продвигать политический контент на этих площадках. Точнее, есть ли у них еще нераскрытый потенциал, незамеченный «коллективным Соловьевым»? Повлечет ли за собой смена методов и подходов резкий рост эффективности Youtube-политики?
«Есть такая партия», или Сказка о блогере, который смог
Рассмотрим, в качестве примера, Youtube, который, как и прочие площадки для видеоблогов, до сих пор сохраняет в себе нераскрытый потенциал политического инструмента. Что уже было неоднократно доказано на практике.
«Чистополитические» каналы используют тактику «лобового штурма» и пытаются напрямую продвигать общественно политическую повестку в массы. В результате их видео заметно уступают по количеству просмотров разнообразным распаковкам, обзорам гаджетов, видео с «заброшки» и безумным челленджам в духе «съем сто шоколадных батончиков за раз». И это закономерно. Основная часть пользователь заходит на сайт, чтобы развлечься. Поэтому продвигать политический контент в видеоблогах нужно именно в досуговых формам. Благо, что они уже давно найдены и отработаны местными старожилами.
Один из наиболее очевидных форматов «развлечений с уклоном в политику» – это обзоры популярных фильмов, сериалов, видеоклипов и компьютерных игр. Так, на канале Евгения Баженова (aka Badcomedian) за последний год вышли 4 обзора исторических фильмов, в которых автор фактически разбирает символическую и мемориальную политику российских властей, не забывая «потроллить» Кремль намеками на перегибы в борьбе с экстремизмом. И каждый из этих роликов набрал от 10 до 13 миллионов просмотров.
Если же обратиться к примерам политического контента, который напрямую или косвенно работает в интересах властей, то здесь следует отметить вклад блогеров в негласное информационное противоборство России и США. «Обзорщики», ни разу не опустившись до риторики в духе «их сердца нужно зарывать в землю и сжигать», сделали для уничтожения образа американского «града на холме» больше, чем все ведущие и эксперты федеральных каналов. В обзорах фильма «Джокер» речь идет не столько о вымышленном Готэме, сколько о социально-экономической ситуации в США и кризисе неолиберальной модели экономики. В качестве наглядного примера в этом случае можно привести ролики Клима Жукова, Woodmark или Красного Циника. На канале Дмитрия Пучкова (он же Дмитрий Юрьевич, он же Гоблин) выходит серия обзоров каждого эпизода сериала «Во все тяжкие», в которых отображаемые на экране события с юмором и матом описываются в ключе критики политической и экономической модели США.
После просмотра роликов Сурена Цормудяна, посвященных истории секты Чарли Мэнсона, зрители вряд ли поверят рассказам об идеальной правоохранительной системе США и преимуществах «американской модели». Рассказанная на этом же канале история техногенных аварий в Бхопале и Чернобыле ставит большой знак вопроса на версии о том, что причиной катастрофы на Припяти стало сочетание «совка» с «русским расп…..ством».
Каналом Taganay была выпущена целая серия видео, посвященная проявлениям негативной «клюквы» и просто русофобии в играх и аниме. В прицел Даниила Ковалева попали «Сага о злой Тане», 3-й сезон сериала «Очень странные дела», Rise of Tomb Rаider, а также игры из серий METRO и Call of Duty.
Что особенно ценно, этот контент создается вне рамок открытой апологии действующей власти. За счет чего он влияет на политическое восприятие не только лоялистов, но и на широкие слои «колеблющихся» и даже части оппозиционеров.
Таким образом, Youtube действительно позволяет активно продвигать политическую повестку. Но преимущественно в косвенной форме, за счет обращения к массовой культуре, ее трендам и соответствующим форматам. Более того, популярный политический контент, по меньшей мере в ряде аспектов, соответствует задачам, которые стоят на сегодняшний день перед главными идеологами Кремля.
Лоялисты могут и должны заниматься продвижением в социальных сетях, используя их нераскрытый потенциал. Что ставит на повестку дня вопрос: какие факторы мешают им в полной мере использовать потенциал, скрытый в соцмедиа? Ответ на него мы постараемся сформулировать в следующем материале.
Печать