Центризбирком принял порядок видеонаблюдения на предстоящих выборах в Государственную думу. Видеокамеры будут установлены на 50 тысячах избирательных участков, на которых голосует 80% избирателей. Аналитики убеждены, своим решением фокусированной видеотрансляции ЦИК нанес удар по дискредитаторам, которые из года в год тиражируют на выборах десятки тысяч фейков.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов - об использовании видеонаблюдения на выборах.Поднятый шум в связи с принятием ЦИК постановления о видеотрансляции, та слаженность и технологичность исполнения задачи по вливанию негатива в медиапространство укладываются в общую логику действий по подрыву доверия к выборам. Нагнетание обстановки и бесконечное муссирование негативного контента имеет вполне определенную задачу – попытка дискредитировать итоги голосования еще до его проведения. Делается это топорно, с грубой подменой фактов и смыслов.
А что на самом деле?
Первое. Видеонаблюдение (изначально как опция) – существенный бонус избирательного процесса в России. Примечательно, что большинство стран-поборниц демократических идеалов в принципе не применяют данную технологию. Из 57 стран-членов ОБСЕ видеонаблюдения едва ли наберется и 12, которые хотя бы частично используют на выборах видеонаблюдение. В таких развитых государствах, как Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Испания, Австрия, Нидерланды, Швеция, Канада видеонаблюдение за выборами не применяется (явно не по причине отсутствия технологических возможностей или стоимости опции). Получается, что те, кто претендуют на роль контролеров и оценщиков наших выборов, сами не дотягивают до уровня России, которая является пионером и флагманом данной технологии.
Второе. Всякая технология эффективна в контексте времени и места. В 2012 году, когда видеонаблюдение вводилось на участках, не было независимых общественных наблюдателей – их могли направить только партии и кандидаты. Видеонаблюдение открыло общественниками окно возможностей по контролю за выборами. Но с 2018 года на участках осуществляется реальное независимое общественное наблюдение. И большинство тех, кто ранее сидел у экранов, сейчас на участках, в общественных штабах. Вопрос: стоит ли наблюдать за выборами из дома, когда перед тобой распахнуты двери участков? Ведь что ни говори, живое наблюдение, как и живое общение, всегда качественнее дистанционного. Год жизни в пандемии в полной мере это показал.
Третье. Видеонаблюдение - это технология, причем действительно недешевая, когда речь идет о трехдневном голосовании. Возникает вопрос, что важнее: обеспечивать круглосуточную видеотрансляцию все три дня, одновременно увеличивать охват видеонаблюдения до 50 тыс. комиссий, ставя камеры на новые участки, помогать создавать центры видеонаблюдения в общественных штабах по наблюдению за выборами или удовлетворять амбиции и любопытство тех немногих, кто мнит себя великим гуру выборов, не вставая с кресла? Очевидно, что ЦИК в этом принял верное решение.
Печать