Социальный технолог Роман Алехин выступил с критикой в адрес организаторов конкурса «Лидеры России». По его мнению, состязание носит пассивный характер, его эффективность крайне низка, а победители не получают доступа к карьерным лифтам. Более того, как считает Алехин, конкурс непривлекателен для действительно талантливых управленцев, стремящихся сделать вклад в развитие страны и готовых ради этого пожертвовать личным благополучием.
Достоинства и недостатки конкурса «Лидеры России» назвал президент Центра ПРИСП Александр Точенов.Проект «Лидеры России» во всех его разновидностях – это правильная инициатива. Он позволяет выявить активных, продвинутых, инициативных людей, которые готовы работать в интересах страны. Но вместе с тем ему присуща и некоторая конъюнктурность. В нем участвуют разные люди. Конкурс привлекает не только «пассионариев». Они, на мой взгляд, составляют меньшинство среди участников. Конкурсанты преследуют разные цели. В разных регионах страны мне доводилось общаться с финалистами и полуфиналистами «Лидеров России» и, к сожалению, многие из них были конъюнктурщиками и не готовы к активной деятельности. Часто можно услышать от полуфиналистов, не прошедших дальше: «Мы, хоть и не прошли в финал, но ведь тоже показали хороший результат. Почему к нам никто не обратился в регионах?». На это я обычно отвечаю: «Господа, вы же – “Лидеры России”. Вы сами должны идти вперед. Никто не обещал пестовать вас. Вам дали хорошую удочку и научили ей пользоваться. Действуйте дальше». Это первая часть проблемы.
Также нужно работать и над целенаправленной селекцией кадров. Нужны новые социальные лифты и лестницы. На Дальнем Востоке в свое время в свое время было создано сообщество участников конкурса «Лидеры России», которое называлось «Стремянка». Это пример самоорганизации участников конкурса, но нужна серьёзная работа государства.
Должны быть ступеньки роста для нового поколения политиков и управленцев. Необходимо отрабатывать кадровый потенциал. Специалисты должны выращиваться. И конкурс «Лидеры России» способствует решению этих задач. Его участники получают эксклюзивные знания. Другой вопрос, есть ли у них соответствующие навыки и умения. Люди пробиваются в финал с разных стартовых позиций. Человек, который успешен в бизнесе, не факт, что будет хорошим управленцем в государственных структурах. И наоборот. Кормить людей и создавать новые рабочие места способен ограниченный круг специалистов. Их доля вряд ли превышает 7% от общей популяции человечества. Это другой тип деятельности, который подразумевает особую систему отношений и наличие специфических навыков. Государственное и муниципальное управление также можно назвать отдельным искусством. Есть ли у конкурсантов знания и умения, позволяющие добиться успеха и в бизнесе, и на поле госуправления – открытый вопрос. А самое главное, готовы ли они принимать решения и нести за них ответственность?
Поэтому конкурсантам нужна практика работы в муниципальных структурах, региональных органах власти и т.д. Нужна некая «служебная лестница», по ступеням которой нужно пройти помимо конкурса, возможно в виде стажировок. Это будет правильно. Человек должен побывать на муниципальных должностях, на которых нужно принимать решения и нести за них ответственность не только перед начальником, но и перед гражданами. Когда конкурсант приходит из бизнеса или из среды чиновников «среднего звена», готов ли он принимать решения и нести за них ответственность в полной мере? Это большой вопрос.
У человека могут быть знания, но соответствующие им навыки и умения он еще должен наработать. Школьные и вузовские отличники тоже не всегда становятся хорошими специалистами. Поэтому, возможно, далеко не все участники и финалисты конкурса получают назначение на серьезные должности. Нужно поработать с людьми, поработать на земле.
На мой взгляд, для «Лидеров России» очень важен фактор служения стране. Именно не службы, а служения. Все ли из них готовы, все ли из них соответствуют этому критерию – я не уверен. Но сам конкурс – это хорошее и правильное начинание, которое необходимо развивать.
Печать