Германия остается одним из основных торгово-экономических партнеров России в Европе и мире, заявил президент Владимир Путин перед началом переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель в Кремле. Владимир Шаповалов Этот визит канцлера Меркель завершает целую эпоху, которая и для
российско-германских отношений, и для Германии в целом останется эпохой строительства «Северного потока-2», отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП
Владимир Шаповалов.
Прежде всего, конечно, это прощальный визит. Церемониальный шаг. Канцлер совершает турне по наиболее значимым странам для ФРГ. Эта часть визита важна, она нашла отражение и в словах нашего президента.
Но, есть еще как минимум две составные части данного визита. Это подтверждение преемственности курса и обсуждение ключевых вопросов, которые существуют в российско-немецкой повестке на сегодняшний день.
И это ещё и предвыборный визит. Этот аспект тоже надо учитывать, потому что фактически и в России, и в Германии одномоментно проходят парламентские выборы. В данном случае речь идет о выборах в немецкий парламент. Ситуация с партией ХДС/ХСС очень непростая, она теряет очки. Меркель должна поддержать свою партию, а внешнеполитический трек здесь очень важен. Подтверждение позиции Германии по тем или иным вопросам, взаимодействия с теми или иными странами, подтверждение твердости курса Германии на защиту ценностей – это важные моменты, которыми Ангела Меркель дает сигнал обществу о том, что она, самый популярный и успешный немецкий политик в XXI веке, по-прежнему у руля. И если власть получит ее партия, то курс будет продолжен. Этот сигнал легко считываем.
Что касается основного содержания повестки, то, безусловно, России и Германии есть, что обсудить в экономической сфере. Не случайно присутствовал на встрече не только руководитель «Газпрома», но и, например, министр экономики. Очевидно, что эпоха Меркель останется для российско-германских отношений и в целом для Германии эпохой строительства «Северного потока-2». Если Герхард Шредер завершил свое пребывание у власти участием ФРГ в строительстве «Северного птока-1», то для Меркель это - «Северный поток-2». И здесь мы видим некую преемственность. То, что Германии удалось отбить атаку Соединенных Штатов, которые очень активно стремились заблокировать проект, это большая победа в том числе немецкого правительства и лично канцлера Меркель. В данном случае речь шла об обсуждении перспектив развития в этой сфере. Мы знаем, что есть перспективы, связанные с водородом, а не только с газом. И это очень серьезная, интересная тема.
Конечно, важными являются Афганистан и проблема беженцев. Казалось бы, какое отношение российско-немецкие отношения имеют к Афганистану? Самое прямое. И не только потому, что немецкие граждане находятся в Афганистане до сих пор. Есть еще целый ряд очень серьезных аспектов. США уходят, и это очень серьезная проблема для всех американских союзников. Ну и, конечно,
проблема новой волны беженцев, которая может накрыть Европу и прежде всего Германию. Здесь очевидны интересы России и Германии сохранять стабильность, мир, спокойствие и предотвращать какие бы то ни было угрозы террористических атак.
Не обошлось и без политических демонстраций со стороны канцлера и немецких журналистов. Бросились в глаза два момента. Первый - то, что на вопрос немецкого журналиста Меркель ответила общими фразами. Это было заметно. Журналисты пытались ее вывести на конкретные жесткие нападки на Россию, но канцлер ушла от этого. И второй момент, когда Меркель точно так же ушла от конкретного ответа на вопрос со стороны RT, продемонстрировав полное лицемерие, какое только возможно в этой ситуации. И тут в очередной раз можно убедиться в том, что никакой искренности и правды от западных лидеров мы не услышим по определению.
Надо подчеркнуть, что визит завершил целую эпоху. Эта эпоха была противоречивой, неоднозначной. Были в ней свои минусы и плюсы в отношениях между Россией и Германий. В целом, удалось избежать скатывания в жесткий кризис, хотя если анализировать все 16 лет, то отношения ухудшились, а не улучшились. Несмотря на то, что завершаются они на позитивной ноте, на окончании строительства «Северного потока-2», общий тренд - к ухудшению российско-германских отношений.
Печать