Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артём Кирпичёнок – о неожиданных поворотах истории, обнаруженных в семейных архивах израильского режиссера.Представьте себе, что Молотов и каким-то чудом избежавший Нюрнберга Риббентроп подружились, а затем после войны стали встречаться семьями в нейтральных странах и, проводя время за чашечкой кофе, вспоминали былые дела…
Немыслимо? Но в жизни все было еще интереснее. В сети появился фильм «Квартира» (к сожалению, без перевода) про то, как израильский режиссер Арнон Голдфингер, разбирая квартиру своего дедушки Курта Тухлера - видного сионистского функционера, к своему удивлению, нашел документы о близкой дружбе деда-ветерана с видным нацистским функционером Леопольдом фон Мильденштейном.
Мильденштейн вступил в ряды нацистов в 1929 году и был одним из первых австрийцев, ставших эсэсовцем еще в 1933 году. Одержимый идеей очистить Германию от евреев, он стал ярым сторонником сионистского проекта. В 1934 году Мильденштейн получил в СД должность Judenreferent (референта по еврейским делам). И именно данный «милый» человек привлек в свою контору некоего Адольфа Эйхманна, который решил пойти другим путем.
А до этого у сионистского движения и рейха были самые лучшие отношения, в рамках которых Мильденштейн с женой посетил Палестину. А сопровождали их супруги Тухлер, бабушка и дедушка израильского режиссера. Семьи подружились и после войны ездили вместе кататься на лыжах в Швейцарию. Не удивительно, что Голдфингера, увидевшего своего дедушку в качестве персонажа анекдота «Это Гитлер нехороший человек. А это я молодой, стою и показываю ему – «Стоп, не шагу дальше!», бомбануло.
Кстати, в Палестину должен был съездить и Эйхманн, но тут подгадили англичане. До сих пор неясно, совершил преемник Мильденштейна тур по киббуцам или нет. Британские спецслужбы препятствовали его визиту в Хайфу, и в дальнейшем Эйхманн общался с сионистами уже только в Будапеште, когда надо было отправить в лагеря венгерских евреев.
А потом в мире запахло порохом. Нацистам надоело возиться с сионистами. Мильденштейна сняли с поста начальника еврейского отдела, и он был брошен на пропаганду.
В дальнейшем у товарища все было хорошо. После войны Мильденштейн стал пресс-секретарем компании Кока-Кола в Германии и утверждал, что работал на ЦРУ. Опровержений из Беркли не поступало.
Печать