Уровень электоральной поддержки КПРФ достиг максимума за период с 2006 г. По данным ВЦИОМ, за партию готовы проголосовать 23,3% совершеннолетних россиян. С 19 сентября уровень поддержки коммунистов
вырос на 6,2%. Этому не помешала ни уверенная победа «Единой России» на выборах, ни
провал протестных акций коммунистов в столице.
Причины этого «роста вопреки» прокомментировал политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП
Алексей Сахнин.
Это можно объяснить воздействием трех факторов. Во-первых, на безрыбье и рак рыба. Альтернативы КПРФ в качестве центра консолидации протестно настроенных граждан сейчас нет. У роста недовольства есть объективные причины. Падение уровня жизни, нарастание авторитаризма внутри системы управления и т.д. Но при этом предложение путей реализации этого недовольства на политическом рынке почти отсутствует. Главные конкуренты КПРФ на этом поле (т.е. либералы) были разгромлены. Предложенная ими в 2017 г. стратегия полностью провалилась. Периферия сторонников либералов (люди, которые видели в Навальном «локомотив перемен») кроме КПРФ сейчас ничего не видят.
Во-вторых, мы наблюдаем продолжающееся «полевение» общества, обусловленное объективными факторами. Развал неолиберальной модели экономики закономерно порождает рост запроса на социальную справедливость.
В-третьих, свою роль играет и относительный успех коммунистов на выборах. КПРФ набрала рекордное количество голосов, если не ошибаюсь, за весь период с 2003 г. Протестное голосование придало сил КПРФ. В этой партии сами власти увидели угрозу для себя. Еще в ходе предвыборной кампании мы могли наблюдать снятие с дистанции Павла Грудинина и иных перспективных кандидатов. Это подтверждает, сертифицирует реальность этой угрозы в глазах избирателей. Неочевидность официального результата выборов, на мой взгляд, также подталкивает людей к консолидации на левом фланге, вокруг КПРФ. Даже призрак этой партии выглядит единственной легальной организованной силой, не совпадающей с действующей властью.
Долгие месяцы было не очевидно, что можно ставить точку в деле Навального. Теперь понятно, что запущенная им политическая кампания фактически завершилась. Это означает крах популистской стратегии. Поражение Навального делает КПРФ временным монополистом на протестном фланге. Но оно одновременно заставляет партию дать ответ на важный вопрос: мы продолжаем прежнюю тактику или делаем ставку на обострение, прямое противоборство с властью? Т.е. на тактику, которую можно условно обозначить как «популизм 2.0». Это значимым образом подрывает сложившийся status quo, ставя партию перед сложным выбором.
Усугубляет ситуацию положение Зюганова. Геннадий Андреевич приближается к рубежу 80 лет. За текущий электоральный цикл он, с высокой вероятностью, должен будет уйти. Фигура Зюганова без малого 30 лет скрепляла соглашательский консенсус. Но она постепенно слабеет. Он миллиметр за миллиметром становится «хромой уткой». Теперь уже не вполне очевидно, останется ли Зюганов во главе партии до следующих федеральных выборов. И потому в рамках внутрипартийной борьбы функционеры должны будут определить свою сторону.
До пандемии почти безальтернативным сценарием был последующий приход к власти Юрия Афонина. Его поддерживает и сам Зюганов, и администрация президента. Он, в конце концов, отвечает за кадровую политику КПРФ. Критическая масса региональных руководителей лояльны ему. Но она обеспечивалась долгое время за счет того, что афонинская тактика худо-бедно работала. Мы постоянно идем на компромиссы с властью, но это гарантирует если не успехи, то сохранение влияния. Сейчас ситуация поменялась. Эффективность афонинской тактики уже не очевидна. Власть фактически разорвала негласную сделку с КПРФ. При этом сторонники более агрессивной тактики – Левченко, Рашкин и прочие – зачастую добиваются значимых успехов. И это изменяет баланс сил внутри партии. В случае раскола он может стать слишком большим, чтобы КПРФ пережила его. Делать прогнозы относительно того, что условные радикалы смогут захватить контроль над партией, я бы поостерегся. КПРФ слишком долго врастала в существующую политическую систему.
Печать