Обсуждение автомобильной аварии в Сочи, одной из участниц которой стала Ксения Собчак, достаточно быстро и предсказуемо приобрело политический контекст.
С одной стороны, критики телеведущей начали активно продвигать месседж о том, что она якобы активно использует связи своей семьи в мире «большой политики», надеясь «уйти от ответственности». С другой стороны, комментаторы активно обращаются к примерам других «статусных аварий», оценивая поведение их высокопоставленных участников (либо их родственников). На повестку дня встает вопрос о том, как в принципе должен действовать политик (или в принципе публичное лицо), оказавшись в аналогичной ситуации.
Политконсультант и траблшутер, руководитель в Troubleshooter office «Штаб 24», член РАПК Максим Сучков оценил действия теледивы с позиций технологий «отстрела проблем».(Траблшутинг - экстренная помощь политику или бизнесмену в решении нестандартной проблемы, из которой он не может справиться самостоятельно силу отсутствия четких и явных алгоритмов ее устранения).Вначале о диагнозеДиагноз суров - «хайп + кризис доверия». Произойди подобное не с Ксенией Собчак, а с обычным гражданином, никому бы не было дела. Ксения Анатольевна – публичная личность, вызывающая как восхищение, так и раздражение у огромной части населения. Критически настроенный политический истеблишмент дано ждал «чего-то такого», чтобы «оторваться по полной», заклеймить, навешать новых ярлыков. Теперь прозвище «кровавая барыня» (название телеграмм-канала Собчак) закрепится за ней надолго, если не навсегда. Все ее публичные действия будут рассматриваться исключительно через призму этого ДТП.
Что делать?Иногда сама судьба подсказывает, что делать. С точки зрения траблшутера – подсказка налицо. Она словно «прилетела свыше», она даже не стратегическая – фундаментальная.
Но вначале о ситуативном реагировании. Собчак и ее команда выбрали неплохой путь. Сделаны заявления о том, что она сама и ее помощница тоже пострадали в ДТП (сотрясение мозга, повреждение внутренних органов). Нет никаких сомнений, что так оно и есть. Те, кто бывал в подобных авариях, точно знают, каковы последствия. Но станет ли это бальзамом успокоения для хайпующих – вряд ли.
Есть комментарии, в которых указано, что со стороны Собчак «семьям пострадавших будет оказана всесторонняя помощь». Все это хорошо, добротно, логично. Однако для жаждущей постоянной крови аудитории этого всегда будет недостаточно. «Кровавый след» никуда не исчезнет. Количество желающих смотреть и модерировать этот драматический сериал с Ксенией Собчак в главной роли не уменьшится. Пример Ефремова всегда перед глазами. А потому – нужно не просто умело отбиваться, нужно переформатировать сам жанр, заглянуть в подоснову, в глубину, в фундамент…
О фундаментальномЕсть примеры, когда, казалось бы, «страшные поражения» обращались в «неожиданные» победы. Даже термин «кровавая барыня» способен заиграть иными красками – и вовсе не теми, которыми сейчас рисует на стене улюлюкающая аудитория злопыхателей. Почему бы, например, потрясенной страшным событием «кровавой барыне» не переосмыслить и не скорректировать содержательную часть своей публичной деятельности, не создать фонд с одноименным названием, не начать творить добро (без цинизма и популизма, по гамбургскому счету).
Людей всегда подкупает искренность. А еще их сильно интересует ответ на вопрос – почему? Ответа именно на этот вопрос люди еще ни разу по-настоящему не услышали от героини нашего мини-исследования.
«Почему мы должны верить и уважать вас, Ксения Анатольевна?» – примерно так звучит тот самый фундаментальный вопрос, на который до сих пор нет никакого внятного ответа. Да, есть какая-то официальная легенда, некий официальный положительный собирательный образ. Однако по-честному, по бытовому все видится примерно так: «Я пустышка, мне начхать».
Есть «содержательные» интервью, «раскрывающие» репортажи, «глубинные» исследования. А вот простых, конкретных действий, по-настоящему притягивающих, вовлекающих, заставляющих верить – их нет.
На мой взгляд, сама судьба сейчас дает шанс нашей героине на перезагрузку. «Кровавой барыне» пора следовать за «белым кроликом». Кто в теме, тот поймет…
Печать