Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает тему пробуксовки российской вакцинации.Многие специалисты (как, например, руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов) обосновано связывают пробуксовку российской вакцинации от ковида с непрозрачностью ее организационных принципов, но в то же время отрицают роль
фактора недоверия обществу к государству. Ссылаясь при этом, в том числе, на зарубежный опыт. Согласно данной позиции, «скептическое» лобби во всем мире значительно более влиятельно и агрессивно в публичном пространстве, чем в России. В частности, отмечается, что в США «партию скептиков» возглавляет представитель элиты – Роберт Кеннеди-младший. И это не мешает США быть более успешными в плане вакцинации от ковида, чем Россия. Также сторонники этой позиции полагают, что протесты в Европе посвящены не «отказу от вакцинации». Их лейтмотив – борьба за свободу как таковую и сопротивлению введения санитарных паспортов.
С первой частью этого тезиса можно и нужно согласиться: у нас организовано все далеко не лучшим образом, люди это понимают и злятся, это выхолащивает их отношение к вакцинации. Зарубежный опыт в этой части необходимо заимствовать. Четкая приоритезация групп населения, адресное приглашение на вакцинацию, четкое увязывание темпов процесса и снятия ограничений – все это могло бы значительно ускорить кампанию массовых прививок.
Но прочие положения данной позиции носят дискуссионный характер.
Барьер недоверияИ у нас, и за рубежом люди не особо доверяют и государству, и элитам. Иначе мы бы не наблюдали феномена электорального популизма везде и всюду. Что Трамп, что Зеленский, что Макрон, что «Подемос», что «Пять звезд» въехали на политический Олимп именно за счет этого фактора. Это почти всеобщая проблема. Если бы ее не было, «Джокер», «Паразиты» и «Игра в кальмара» не собирали бы такие кассы.
По данным ВЦИОМ, индекс одобрения работы судебной системы в России – минус 12 пунктов, Госдумы – минус 8 пунктов, политических партий – минус 7, правоохранительных органов – 15 пунктов. Т.е. отрицательное восприятие органов власти в России фиксируется на уровне официальной социологии.
И европейские протесты (как и американские) все же направлены на отказ от обязательной вакцинации. Т.е. они основаны на страхе перед прививкой от коронавируса. Если бы люди были поголовно уверены в том, что вакцина от ковида так же безопасна, как, например, от прививка от полиомиелита, никому и в голову не пришло бы выступать против идеи санитарных паспортов. Укололся один раз – и забыл про проблемы. Здесь ключевой фактор – не возмущение ущемлением прав, а страх перед последствиями для жизни и здоровья. Это звучит абсурдно, но по факту слишком многие боятся вакцины больше, чем ковида.
Кеннеди вне кланаУтверждения о наличии на Западе более влиятельного и агрессивного в публичном пространстве «скептического» лобби также могут служить поводом для дискуссии.
Роль представителей американской элиты в «партии скептиков» внутри США наглядно демонстрирует рейтинг Disinformation Dozen, составленный НКО Center for Countering Digital Hate. В него вошли 12 лидеров общественного мнения, чьи аккаунты генерируют 65% антипрививочных постов в соцсетях США (в том числе 73% на платформе Facebook).
Первое место в рейтинге занимает остеопат Джозеф Меркола, третье – представители альтернативной медицины Тай и Шарлин Боллинджер, четвертое – остеопат Шерри Тенпенни, четвертое – черный активист Ризза Ислам, пятое – остеопат Рашид Буттар, шестое – блогер Эрин Элизабет, седьмое – владелец посвященного альтернативной медицине сайта Сайер Джи, восьмое – его партнер Келли Броген, девятое – «альтернативный» акушер-гинеколог Кристиан Нортруп, одиннадцатое – хиропрактик Бен Таппер, двенадцатое – блогер Кевин Дженкинс.
Кеннеди-младший, конечно, занимает в этом перечне почетное второе место. Но на фоне своих соседей он выглядит скорее как «инородное тело». Большинство лидеров «антиваксерского мейнстрима» объединяет с американской элитой только одно – они говорят на английском.
Отдельно нужно отметить, что родственники Кеннеди-младшего еще весной 2019 г. опубликовали на сайте Politico открытое письмо, в котором осудили его позицию относительно вакцинации. Т.е. за плечами Роберта стоит отнюдь не весь клан Кеннеди.
Буксующая звездно-полосатая машинаВне контекста темы «вклада Кеннеди» в сопротивление вакцинации мы можем найти факты, как подтверждающие оценку Глебом Кузнецовым итогов кампании вакцинации в США, так и противоречащие ей.
Еще в июле 2021 г. американские публицисты обратили внимание на то, что планы администрации Байдена по вакцинации 70% взрослых американцев ко Дню независимости были сорваны. Главным барьером для этого стала низкая степень охвата прививками молодых граждан США в возрасте от 18 до 26 лет. Эта группа населения проявляет достаточно высокий «иммунитет» по отношению к «вакцинной пропаганде» правительства. На фоне чего реалистичность планов Белого дома привить в ближайшей перспективе 90% взрослых американцев начинает вызывать некоторые сомнения.
К концу октября 2021 г. доля вакцинированных хотя бы одной дозой американцев (включая подростков 12 – 17 лет), по данным U.S. COVID-19 vaccine tracker, составляла 67,3%.
Обращает на себя внимание и тревожная статистика по многим штатам, в первую очередь – в разрезе вакцинации граждан США в возрасте 18 – 64 лет. В Западной Вирджинии, Вайоминге, Миссисипи, Северной Дакоте, Луизиане и Алабаме доля привитых хотя бы одним компонентом на конец октября не достигала и 60%. В Айдахо, Теннеси, Огайо, Монтане, Южной Каролине, Миссури, Мичигане и Кентукки этот показатель составляет менее 65%.
Масштабы вакцинации подростков в возрасте 12 – 17 лет также далеки от плановых значений. В общенациональных масштабах прививку получили 59,3% юных граждан. В Западной Вирджинии, Вайоминге, Луизиане, Алабаме, Теннеси и Миссисипи вакцинировано менее 40% подростков.
Глаз режут и темпы вакцинации: с 5 сентября по 31 октября доля вакцинированных выросла лишь на 4,9%.
Эти цифры вызывают обеспокоенность с учетом данных летнего опроса Washington Post и ABC News. Тогда в ходе исследования 29% американцев заявили, что вряд ли будут вакцинироваться. 20% респондентов указали, что твердо намерены отказаться от прививки.
Опрос Фонда семьи Генри Дж. Кайзера, датируемый июнем 2021 г., также позволяет поставить под сомнение перспективы выполнения планов Белого дома. Тогда в округах, где победил Байден, было вакцинировано в среднем 47% жителей, а на территориях, где первенство досталось Трампу – 35%.
На конец октября 2021 г. в России было вакцинировано почти 55,4 млн. человек или 47%% взрослого населения. Успехи американских чиновников в деле вакцинации, конечно, заметно превышают достижения их российских коллег. Однако заокеанская модель борьбы с коронавирусом также явно начинает буксовать.
Печать