Фото с сайта: pixabay.com
В ночь с 9-го на 10 октября прошлого года президенту России удалось достичь окончательного согласия лидеров Азербайджана и Армении на прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе (Арцахе). Было подписано совместное заявление, по которому армянская сторона вдобавок к уже захваченным Азербайджаном территориям обязалась передать под контроль Баку Агдамский, Лачинский и Кельбаджарский районы, а на линии разграничения появился российский миротворческий контингент.
Трехстороннее заявление Ильхама Алиева, Никола Пашиняна и Владимира Путина в Баку расценивают как признание победы Азербайджана в войне. В Армении — как фактическое поражение.
Политтехнолог, эксперт АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский считает, что годовщина примирения явно демонстрирует, сколько ещё предстоит сделать обеим сторонам конфликта для подлинного мира между народами.К сожалению, и в Армении, и в Азербайджане
годовщину завершения вооруженного конфликта взаимными провокациями.
В Ереване
прошел митинг оппозиционных сил под руководством Роберта Кочаряна, который выступил с призывом бороться против Пашиняна как ответственного за поражение в этом противостоянии. С другой стороны - в Баку прошел военный парад, а президент Азербайджана Алиев посетил с «визитом победителя» город Шуша.
Ясно, что Кочарян может восприниматься сейчас политическими пассионариями в Армении как лидер, противостоявший Баку со значительным успехом. Он и сам с удовольствием примеряет на себя имидж героя. Он, однозначно обвиняя в нынешнем поражении своего политического оппонента Никола Пашиняна в «любительской» политике на карабахском направлении, говорит – именно Никол Пашинян «разбазарил» те «завоевания», что были достигнуты, когда Кочарян был у власти.
Обращает на себя высокое качество политтехнологической проработки выступлений Кочаряна. Например, рассуждая о «запрограммированных» заранее при чинах поражения Пашиняна в конфликте годичной давности, он удачно вплетает в рассуждения критику качества дорожного строительства в стране. Обидное сравнение состояния транспортной инфраструктуры в Армении и в Азербайждане (в пользу последнего) делает звучащую из его уст критику комплексной.
Это позволяет влиться в ряды его сторонников, например, участникам другого митинга, прошедшего 9 ноября в Ереване – социального по своей сути протеста переселенцев из зоны конфликта. В этот день бывшие жители того самого города Шуша, где президент Азербайджана с супругой в это время торжественно закладывал первые камни в фундаменты объектов социальной инфраструктуры, требовали от премьера Армении повышения социальных выплат и предоставления жилья. Такое вот зримое противоречие с программным тезисом Пашиняна: «Азербайджану нужны территории, а не люди», - вполне может стать основой для смены власти непарламентским путем, к чему и призывает сегодня Кочарян.
С другой стороны, пропаганда официального Еревана не стала воздерживаться от провокаций в день годовщины примирения сторон. Широкую огласку получил инцидент, произошедший в городе Шуша во время визита президента Алиева – убийство местного тракториста. Служба безопасности непризнанной Нагорно-карабахской республики сообщила об обстреле с азербайджанской стороны группы мирных жителей, занятых ремонтом водовода близ Шушы. По информации, распространенной многими СМИ Армении, один из них скончался, а ещё трое с огнестрельными ранениями были доставлены в больницу Степанакерта. Провокация или нет, но инцидент явно подпортил впечатление от визита президента Алиева.
В целом провокационные действия, которыми была ознаменована годовщина примирения, явно демонстрируют, сколько ещё предстоит сделать и обеим сторонам конфликта для подлинного мира между народами. Нынешняя ситуация, как и её пропагандистская отработка с обеих сторон, построению такого мира, мягко говоря, не способствует. Может быть, потому и от приуроченных было к дате трехсторонних переговоров лидеров Армении и Азербайджана - под эгидой России в качестве миротворца, решили отказаться.
Приходится констатировать, что миссию миротворца в регионе с полной ответственностью несет только Москва, стремясь в своих предложениях учесть и качество жизни, в росте которого нуждаются вовлеченные в конфликт народы. Даже инструменты, в первую очередь экономического характера, для этого предлагаются. Как основа устойчивого развития территории предложен формат: 3+3 - Россия, Турция, Иран + Армения, Азербайджан, Грузия. У последней, вспомним, также в анамнезе территориальные претензии и к Армении, и к Азербайджану.
Как уже говорилось ранее, Москва видит решение вопроса в достижении стабильности в регионе, формировании мощного полюса мира, одного из многих, развитии транзита и международной торговли между этими странами. Казалось бы, в реализации такого сценария должны быть заинтересованы все.
Но новые информационные провокации свидетельствуют, на «театре мирных действий» представлены и силы, намеренные торпедировать примирение любой ценой. Или, во всяком случае, выдавить отсюда Россию. Например, мы слышим заявления экс-полковника азербайджанской Джафарова о том, что и «тракториста российские миротворцы убили» и вообще именно из зоны, подконтрольной российским миротворцам исходит всё зло в зоне конфликта. С другой стороны, то Пашиняна, то Кочаряна «марионетками Путина» называли не раз. Так и приходят на ум методические рекомендации по ведению информационных спецопераций за авторством экспертов Центра передового опыта по стратегическим коммуникациям НАТО…
Вывод же из первой годовщины примирения следует простой, но не тускнеющий: подлинный мир в регионе, в том числе и во внутригосударственных сообществах, возможен, если во главу угла всеми политиками, участвующими в противостоянии сегодня, будет поставлено благополучие людей. Даже если от этого образ «победителя соседей» немного потускнеет. И практиковать разные стандарты, и использовать противоположные по смыслу пропагандистские методички: одну - для трансляции своим геополитическим партнерам, другую – для внутреннего употребления, в такой взрывоопасной обстановке не стоит.
Алексей Громский
Печать