В Кыргызстане завершились
выборы в Жогорку Кенеш – нижнюю палату национального парламента. Эксперты отмечают, что они во многом носят характер «референдума о доверии» команде нового президента республики – Садара Жапарова. Предшествующие парламентские выборы привели
к очередной революции и смещению прежнего главы государства. В числе более 700 международных наблюдателей за ходом голосования следит делегация Общественной палаты РФ, в состав которой вошел
Александр Малькевич – первый заместитель председателя Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, эксперт Центра ПРИСП.
Эксперт осветил
специфику киргизской «битвы за голоса» в эксклюзивном интервью для портала «Выбор народа».
- Насколько широко в ходе выборов распространялись фейки, есть ли у них специфика (по сравнению с Россией)?
- Фейков, на самом деле, не так много. Здесь в целом грамотно выстроена работа избирательных комиссий. ЦИК заранее проводил модельные (тестовые) голосования и тщательно инструктировал членов избиркомов. Благодаря этому возможность провокаций и прямых подтасовок была минимизирована. Чаще всего ложные сообщения о нарушениях выстроены таким образом, чтобы использовать неосведомленность рядового гражданина о деталях процедуры голосования.
Яркий тому пример – заявление журналистов издания «Клооп» о массовом вбросе бюллетеней на одном из участков в Ошской области. Что произошло в реальности? Там проходило голосование вне участков. Собранные бюллетени были посчитаны машинами для голосования. После чего их поместили в урну для голосования. Это абсолютно нормальная процедура. Но она мало знакома большинству избирателей. И этим пользуются создатели фейков. В данном случае считаю уместным упомянуть, что «Клооп» в открытую финансируются частным западным фондом «Сорос-Кыргызстан».
Но у жителей Кыргызстана есть своеобразный иммунитет к таким информационным атакам. Обратите внимание на то, что на участках наблюдается высокая явка. Это говорит о том, что жители республики не утратили веру в политические институты страны, а также поддерживают президентский курс на проведение честных и прозрачных выборов.
В основном в инфополе республики стараются «разогнать» фейки, связанные с партиями и кандидатами. Почти все они выстраиваются на теме подкупа. Слухи о попытках расположить к себе избирателей при помощи «звонкой монеты» распространяют в отношении почти всех партий. Более того, активно тиражируют фейки о подкупе в натуральной форме. «Эти продаются за лагман, эти – за кумыс» - таково типовое содержание подобных обвинений. Подавляющее большинство таких заявлений не находит подтверждения, хотя отдельные случаи подкупа действительно имели место. Но это, я подчеркиваю, нарушения, не связанные с работой органов государственной власти или избирательных комиссий.
В выборах участвует 21 партия. Каждая из них выдвинула 54 кандидата. Некоторые из них пытаются нарушать закон. Увы, такова человеческая природа. Я говорил об этом в эфире оппозиционного канала МТС, и никто даже не пытался со мной спорить.
Могу предположить, что по итогам голосования нас ожидает новая волна фейков. Ввиду сложной формы бюллетеня на ручной пересчет может уйти заметно больше времени. Не удивлюсь, если «фейкоделы» воспользуются этим.
- Каким образом организаторы голосования использовали российский опыт проведения голосования? - Во-первых, я предлагаю коллегам задействовать уже со следующего электорального цикла элементы электронного дистанционного голосования – наш ДЭГ. Это наше достижение, которым мы по праву гордимся. Также мы рекомендуем партнерам заимствовать институт общественного наблюдения за выборами. Именно поэтому здесь запустили платформу «За честные и справедливые выборы — за честь и достоинство страны». Это аналог нашего «Независимого общественного мониторинга». Данная новинка более чем востребована. Платформа поддерживает работу более чем 3000 местных и международных наблюдателей, в том числе – сотрудников 14 избирательных органов, 19 международных организаций и дипломатических представительств.
- Ранее вы отмечали, что для выборов в Кыргызстане в 2021 г. характерна небывало высокая роль религиозного фактора. Как он проявляется в ходе голосования?- Здесь есть партии, которые используют отсылки к религиозной тематике даже в своих названиях. По мнению моего коллеги – члена Общественной палаты Альбера Крганова, который также находится в Кыргызстане, не совсем корректно. Но центризбирком республики придерживается позиции, что это не нарушает требований закона.
Печать