9 декабря МИД Никарагуа сообщил, что республика разрывает дипломатические отношения с Тайванем и признает власти Китайской Народной Республики (КНР) единственным законным представителем Китая. Тайвань, со своей стороны, в пятницу объявил о немедленном прекращении всех программ сотрудничества и оказания помощи Никарагуа в связи с решением этой страны разорвать официальные отношения с Тайбэем.
Причины разворота Манагуа на Пекин кроются в специфике дипломатической работы Вашингтона в Латинской Америке, констатирует политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.Разрыв отношений с Тайванем и восстановление дипломатических связей с Китайской Народной Республикой — значимый шаг для Никарагуа. Впервые Манагуа и Пекин установили дипотношения в период президентского срока Даниэля Ортеги в 1985 году, после Сандинистской революции 1979 года. Однако затем, в 1990-м году, ориентированная на США новый лидер Виолета де Чаморро восстановила связи с Тайванем. С тех пор тайваньский бизнес поддерживал экономику Никарагуа, создавая рабочие места, а латиноамериканская страна входила в список немногих государств, сделавших выбор в пользу Тайбэя. И вот 9 декабря 2021 года в Манагуа неожиданно говорят о поддержке “Политики одного Китая”, то есть о суверенитете Пекина над Тайванем.
Новый канал - эпохальное событие для Латинской АмерикиОдновременно с восстановлением дипотношений между Манагуа и Пекином китайцы возобновляют переговоры по строительству альтернативного Панамскому Никарагуанского канала. Новая стройка века была заморожена в 2018 году во время политического кризиса, когда по всей стране шли массовые акции протеста против реформы социального обеспечения. Если сейчас проект реанимируют, канал станет источником для экономического роста и повышения уровня жизни, а Китай сделает многомиллиардные вложения в экономику латиноамериканской страны.И если тайваньский бизнес до этого стабильно инвестировал в экономику Никарагуа, разворот на Пекин сулит куда большие долгосрочные перспективы. Начало такой стройки - вообще событие эпохальное для всей Латинской Америки и стран Карибского бассейна. В следующие несколько лет при участии Китая может быть построен еще один трансокеанский канал, в результате чего США теряют абсолютное лидерство в регионе. После этого товары из Китая, России, Ирана и других стран будут попадать в Южную Америку минуя Панаму. При этом пропускная способность нового сооружения будет больше. И что важно — в отличие от Панамского Никарагуанский канал станет неподконтрольным Соединенным Штатам. В этой связи в американской прессе пишут, что в проекте может принять участие Россия путем отправки военных в Латинскую Америку. Ведь после победы на президентских выборах 2006 года Даниэль Ортега последовательно поддерживает Москву. Например, Никарагуа признает результаты референдума в Крыму. А 7 декабря Министерство иностранных дел Республики Никарагуа и Госкорпорация "Росатом" подписали Меморандум о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
“Саммит за демократию” как последняя капля для ОртегиВозобновление стройки века при поддержке Китая — не основная причина переориентации Манагуа на Пекин. Проект с тем или иным успехом давно обсуждают. Да и сандинисты, вернувшись к власти в 2006 году, уже не были столь радикальны, опасаясь главного гегемона в регионе — США. Почему же Даниэль Ортега, признававший Тайвань так долго, неожиданно передумал? Главная причина, скорее, кроется в действиях американской дипломатии в последнее время. Президент Джо Байден еще во время прошлогодней избирательной кампании в США
пообещал провести саммит всех стран мира, которые в Вашингтоне считаются демократическими. В итоге 9-10 декабря была организована виртуальная встреча лидеров 110 государств (чуть больше половины от входящих в ООН 193 государств).
В списке демократических стран нет Никарагуа, но есть Тайвань, и это, вероятно, стало последней каплей для Ортеги. При этом в начале ноября 2021 года США не признали его победу выборах. Можно сказать, что Вашингтон толкнул Манагуа, которая и так в том или ином виде поддерживала взаимодействие с Пекином (велось сотрудничество по партийной линии — с 1990 по 2021 годы сандинистский фронт принимал участие в мероприятиях Компартии Китая), в объятия Пекина.
США теряют позиции в Латинской АмерикеПомимо Никарагуа в списке демократических стран нет целого ряда стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а именно: Кубы, Венесуэлы, Боливии, Сальвадора, Гватмалы, Гондураса и Гаити. Вместе с тем, например, те же Гватемала и Гондурас — признают Китайскую Республику Тайвань. Почему бы им тоже в ответ не отвернуться от Тайваня, сделав ставку на более выгодное долгосрочное сотрудничество с Китаем? К тому же победившая на президентских выборах в Гондурасе социалистка Сиомара Кастро уже заявила о возможном признании “Политики одного Китая”. У американской дипломатии есть разногласия и с Сальвадором — не пригласив Сан-Сальвадор на “саммит демократий”, Вашингтон внес в санкционный список двух местных чиновников. При сохранении таких тенденций уже в ближайшем будущем ряд стран Латинской Америки могут стать союзниками Китайской Народной Республики, а для Пекина регион станет ключевым.
Печать