Первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, президент правления СРО Союз «Содружество Миротворец» Михаил Аничкин – с сомнением о внесенном в Госдуму законопроекте, согласно которому пытки со стороны сотрудников правоохранительных органов также могут быть направлены на запугивание или принуждение, поэтому по замыслу инициаторов законопроекта причинение нравственных страданий могут приравнять к пыткам.Необходимо четко разделить две стороны этого вопроса. В первой части его рассмотрения необходимо сказать, что, естественно, пытки с точки зрения человеческой морали, просто непозволительны. Это недопустимая вещь в части издевательств над человеком и вообще применения какого-либо над ним насилия.
Вторая часть – это общий уровень профессионализма работников силовых структур и правоохранительных органов. Существуют определенные проблемы в связи с тем, что, если мы говорим о комплексной системе мер по выявлению, пресечению, преступлений и получении доказательств, мы должны понимать, что, прежде всего это зависит от профессионального уровня тех людей, которые получают доказательства. А именно – которые проводят расследования и получают реальные доказательства об участии того или иного лица в совершении преступления. То есть, насколько профессионализм этих людей соответствует занимаемой ими должности, насколько он позволяет осуществить действия по получению таких доказательств, которые потом появляются в суде.
Здесь существует большая проблема с подготовкой наших сотрудников и об этом сейчас все говорят, о том, что, с одной стороны, уровень профессионализма вырос, но с другой стороны, текучка кадров из правоохранительных органов постоянно продолжается. Наблюдается недокомплект специалистов, которые занимаются достаточно серьезными вопросами по предотвращению преступлений и получению доказательной части в отношении тех лиц, которые совершили преступления.
Если мы не сконцентрируем внимание на подготовке профессиональных кадров и созданию сопутствующих условий по морально-материальному принципу поощрения их труда, мы в итоге получим низкоквалифицированные кадры, которые будут в своей практике применять непозволительные методы по отношению к тем лицам, с которыми проводится дознание и доследственные действия.
Как я уже отметил, пытки – непозволительные действия. Если человек проявляет себя в качестве палача, то ему не место в правоохранительных органах. Но нельзя забывать, что с правоохранительных органов постоянно требуют результат, а результат получается в раскрытии преступлений, получении доказательств, и т.д. То есть образуется некий замкнутый круг. Неясна, кстати, реакция на этот закон самих представителей органов следствия и дознания, так как они становятся субъектами права, а их позиция представляется теперь уязвимой для вольного трактования их действий, например, со стороны адвокатского и правозащитного сообществ.
Что касается нравственных страданий, стоит отметить, что моральные травмы получает любой человек в течение своей жизни. Даже в тот момент, когда человеку отказано в иске в суде по непонятным ему причинам, он испытывает моральную травму. Если с этой точки зрения идти развивать наше законодательство, тогда это должно относиться не только к системе пенитенциарных учреждений и правоохранительных органов, но и ко всем остальным административным органам, которые принимают решения, в какой-то степени влияющие на судьбу заявителей.
Поэтому, большой вопрос – как воспринимать то, что предложили наши законодатели? И законодатели тоже должны над ним еще раз задуматься. В разное время каждый человек, независимо от своего положения в обществе, однажды попадает в некую ситуацию, урегулирование которой зависит от решений судебных, административных и иных органов. И очень часто человек считает, что это решение несправедливо. В этой связи он, естественно, испытывает моральную травму. Как в этой ситуации будет действовать закон?
Я считаю, что в нашей стране достаточно инструментария для того, чтобы компенсировать все те несправедливые решения административных, правоохранительных и иных органов, которые могут принести нравственные страдания человеку. И существует необходимое количество законодательных норм, которые регулируют это правовое поле. Подчеркиваю, законов в нашей стране достаточно. На мой взгляд, необходимо совершенствование исполнения этих законов. Когда мы научимся исполнять те законы, которые сейчас есть, тогда можно уже вносить какие-то другие предложения по их развитию. Но это не связано с темой пыток, потому что это ненормальное, вопиющее явление, с которым надо реально бороться, и делать это как можно быстрее.
Печать