Механизм, созданный для рекрутинга мигрантов на работу в Россию, можно применить для рекрутинга граждан России из небогатых регионов, заявил председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Существует мощная система, обслуживающая миллионы трудовых мигрантов. Ничего похожего на систему рекрутинга в российских регионах нет. Надо ее создать», — сказал Фадеев.
Система рекрутинга рабочих из регионов России должна подкрепляться гарантиями государства, считает политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов.Даже если мы будем активно развивать региональные территории, Москва все равно останется огромным мегаполисом, где не хватает рабочих рук. Без дополнительных сил, например, стройки столицы не обойдутся.
Другое дело, что, на мой взгляд, рабочих-мигрантов из других стран, которые не обладают высокой квалификацией, должно быть минимальное количество. Привлекать в страну надо образованных, высококвалифицированных работников, как это, например, делает Австралия. Там очень хорошая программа миграции, они привлекают на работу специалистов с подтвержденными навыками. И это не обязательно высшее образование, но и среднее. Хороший сантехник, электрик или тракторист, обладающий высшими разрядами, с удовольствием будет принят в Австралии наряду с врачом и учителем.
Но наши работодатели говорят, что это невыгодно. Однако, если взять те же стройки, то прибыль тут огромная. Пример Тулы. В городе строятся многоэтажные жилые дома – самые обычные ЖК – один комплекс ближе к центру, другой на дальней окраине. Так вот, квартиры в первом случае продаются по цене более 100 тысяч рублей за квадратный метр, во втором – около 60 тысяч. Комплексы похожие, затраты на стройку одинаковые, но цена квартир разная только за счет локации.
Эта ценовая дельта и есть сверхмаржа застройщика. Если ее государство будет ограничивать, то и россиян можно будет трудоустроить, и цены на жилье не повышать, и качество не снижать. Но для этого нужна государственная система принуждения. Рынок – штука хорошая. Однако, на мой взгляд, существовать он должен в очень жестких, определенных государством рамках.
Как мне кажется, мигранты из Средней Азии более выгодны компаниям еще и потому, что их уровень образования и самосознания в общей своей массе меньше, чем у россиян. Их проще заставить работать больше, жить в худших условиях, а платить меньше. Если же обращаться к внутренней миграции, привлекать на работу россиян, они в любом случае будут требовать и соблюдения трудового графика, и техники безопасности, и нормального жилья, и медицинского обслуживания. А работодателю это просто не нужно - ведь это лишние расходы. Вот тут государство и должно применить меры принуждения. Заставить, сказать, например, что иностранных мигрантов может быть не более 5%. Ввести квоты и штрафовать за нарушения беспощадно.
Что касается системы рекрутинга, думаю, она будет полезной просто потому, что упростит наем на работу людей в другие города. Не исключаю, что сейчас люди из какого-то небольшого города или села хотели бы приехать на работу в Москву, и они обладают какими-то квалификациями, но не знают, куда ехать. В данной ситуации система рекрутинга может быть полезной, только она должна быть частно-государственной. То есть государство должно взять на себя правовые гарантии работников.
Тут надо отметить, что государству внутренняя миграция выгодна и с экономической, и с политической точки зрения. С одной стороны, россиянин, работающий в другом городе, тратит деньги внутри России, а не за рубежом. С другой, государство, квотируя иностранную рабочую силу, получает серьезный рычаг влияния на среднеазиатские республики, которые, будем честными, во многом живут за счет России, но позволяют себе недружественные выпады. Так что, заодно и своих граждан поддержим, и ретивых соседей будем держать в нужных «рамках».
Печать