В Ставропольском крае информационный год начался с традиционной пресс-конференции губернатора в День российской печати. По духу она больше напоминает консультацию у преподавателя перед экзаменом, чем диалог СМИ с первым лицом. Опытный, девятый год занимающий свой пост Владимиров, часто поправляет вопрошающих. А журналисты подчас не доносят смысла сказанного губернатором до «экзамена» - своей публикации. При этом остается ощущение, что Владимиров все же хочет быть услышанным и правильно понятым.
Как ежегодная пресс-конференция Владимира Владимирова работает на поддержание диалога между властью и обществом в Ставропольском крае, объясняет политический обозреватель, политконсультант Дарья Полянкина.Пресс-конференции чиновников в мире безбарьерного общения стали своеобразными прямыми линиями для СМИ. Любому главе региона полезно периодически общаться с журналистами, чтобы «освежить» в их головах главные идеологические линии своей политики и объяснить механизмы принятия стратегических решений, которые порой сложно вычленить из пестрой новостной повестки даже профессиональным информационщикам.
Когда самым массовым по аудитории СМИ в регионе становится инстаграм губернатора, собирать журналистов, чтобы сообщить с их помощью какую-то новость становится бессмысленно. Первому лицу важнее услышать от журналистов, как они понимают его, и объяснить, как ту или иную новость нужно понимать на самом деле.
Пресс-конференции Владимира Владимирова проходят по принципу вовлечения как можно большего числа СМИ: зовут муниципальных журналистов из районов, приглашают нелояльные издания и даже тех, кого можно подозревать в связях с политическими оппонентами губернатора. По их вопросам легко составить карту интересов общества, а порой даже увидеть зарождающиеся линии информационных атак. Журналисты считают, что это они здесь зрители, и даже не замечают, как сами становятся объектами оценки.
Интересно, что Владимиров на пресс-конференциях практически не пользуется методичкой по «новой искренности» для губернаторов. Вместо нее выкладывает перед журналистами старую добрую человеческую откровенность. В ответ на вопрос о плохой организации дорожного движения в региональной столице и о том, что уже сами жители предлагают внедрять прогрессивные меры снижения нагрузки на городские улицы, Владимиров признается, что он автомобилист, и ему запреты на движение по городу непонятны, а выделенные полосы делать негде. Когда речь заходит о низких ставках работников бюджетной сферы, вынуждающих их брать двойную нагрузку и перерабатывать, губернатор вспоминает, что и сам жил на работе, а в отпуск за 9 лет ни разу не ездил.
Такие высказывания работают скорее на раздражение людей, чем на формирование позитивного имиджа. Но зато Владимирова в этих случаях нельзя заподозрить в неискренности. Напротив, он наверняка говорит то же, что и думает. И как опытный политик, наверняка понимает, что его откровенность может вызвать несогласие, непонимание, ощущение, что губернатору «нет дела до людей».
Если оценивать
коммуникативную стратегию Владимирова с позиции триады «Цель – порядок», «Управленцы компетентны» и «Люди важны», то первые два месседжа он транслирует явно, и общество их явно воспринимает. Иллюстрацией того, что это действительно так, могут служить уверенные позиции «Единой России» на выборах 2021 года, а также невысокий уровень конфликтности в регионе. Зато с тезисом «Люди важны» Владимиров откровенно работать не хочет.
Журналистов такая идеологическая рамка от губернатора вводит в определенный моральный ступор. Они, во-первых, по роду занятий ориентированы на нужды аудитории. И понимают, что у людей есть запрос на губернатора не только работящего и компетентного, но и сердечного. Поэтому высказывания Владимирова цензурируются и модерируются уже в редакциях. Подчеркну – во всех редакциях, даже нелояльных СМИ. Из ответов губернатора берут, в основном, цифры и факты, а для веселья и больших просмотров – яркие оговорки. Смысловые, ценностные высказывания в итоге не выходят за стены зала проведения пресс-конференции.
Почему же Владимиров год за годом продолжает традицию пресс-конференций? На мой взгляд, он все же ценит обратную связь, которую получает от представителей СМИ. И возможно, надеется, что однажды его откровенные высказывания будут восприняты журналистами, правильно транслированы и поняты обществом так, как он хочет.
Печать