Фото с сайта: pixabay.com
julientromeur
Франция в ожидании очередных президентских выборов, два тура которых намечены на 10 и 22 апреля. Долгое время опросы показывали, что избирательная кампания не будет содержать особенной интриги и приведет к ремейку 2017 года с противостоянием Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен. Однако выдвижение кандидатур крайне правого публициста Эрика Земмура, а затем и «республиканки» Валери Пекресс несколько усложнило картину.
Политолог, GR-специалист Валерия Михалюк – о накаляющихся страстях на политическом олимпе Франции.
Как когда-то взятие Бастилии предрекло цикл мировых потрясений, так и президентские выборы в современной Франции могут стать предтечей неожиданных изменений в геополитике. Впервые журналист с тридцатилетним стажем, известный публицист и просто представитель интеллигенции как таковой, без большого состояния и капиталов, бросил вызов крупным мастодонтам в политике. И смешал, и перевернул все карты, позиции и возможности других кандидатов. При этом он избирает не себя, а всем миром спасает страну. Получается, что это не выбор как такового президента, а реконкиста как возрождение символа, спасение нации и экономического будущего страны: таких целей в президентской гонке за последние 10 лет не ставила ни одна европейская страна. В общем, ящик Пандоры приоткрылся.
Поэтому эмоциональный накал страстей вокруг президентcкой гонки во Франции набирает градусы, хотя выборы состоятся в апреле. Сильно удивленная и растерянная от эффекта полузаполненного зала на своей встрече с избирателями - Валери Пекресс, а она ведь одна из главных кандидатов в президенты. Немного в смятении и досаде Мари ле Пен от продолжающегося перехода ее видных сторонников и друзей на сторону партии «Реконкиста» журналиста Эрика Земмура. Бунтующий и еще более левый и непреклонный Меланшон; рвущийся из аутсайдеров экологист Янек Жадо с идеями ограничения ядерной энергетики и сохранением ветряных станций. Анн Идальго - кандидат от социалистов, ни много ни мало мэр Парижа, просто недоумевает по поводу своих 3%, а появление в президентской гонке Кристиан Тобиро, также кандидата левого толка и опытного политика (бывшего министра), явно ее расстраивает. А Тобиро уже обогнала ее на полпроцента, а значит тают шансы Анн Идальго как представителя Социалистической партии и президентской номенклатуры. И на фоне этих зашкаливающих эмоций - сохраняющий видимое спокойствие и напущенную уверенность при прокатывающейся волне митингов против инфляции, ковидных (вакцинных паспортов), экономических неурядиц нынешний президент Франции Макрон. Это еще себе та палитра, а через месяц будет еще контрастнее.
И по-другому быть не может, так как этими выборами Франция бросает вызов всему миру: возродить искренность и честность во всем, истинные заслуги во главу угла, развитие нации приоритет, взаимовыручка (мушкетерское «Один за всех и все за одного») и равенство во многом.
Но отвлечемся от эмоций и перейдем к сухим цифрам опросов общественного мнения. Какие шансы у соперников? Вычеркивая действующего президента, который как бы собирается, но пока никуда не идет, но при этом имеет свои гипотетические 24%, — остаются следующие фигуры: почти аналог губернатора Москвы и Московской области (если бы он был), то есть округа Иль де Франс, в который входит и Париж, Валери Пекресс -16% представитель правых, но все же больше истеблишмента и президентской группы. Они вплотную идут с Мари ле Пен, от 17 до 18,5%, и эти цифры будут безусловно меняться. Далее герой нашего времени, блистательный и бесстрашный Z-Зорро, журналист Эрик Земмур (от 12 до 14%). А вот другой неординарный бунтарь, открытие недавних лет французской политики – Жан-Люк Меланшон, самая неоднозначная личность французcких левых (левый центр) - пока набирает от 9 до 10%, далее экологист Янек Жадо 5,5%, Анн Идальго (мэр Парижа) – 3%, и вплотную с ней бывшая министр юстиции - Кристиан Тобиро (от 3% до 3.5%).
Французы поют Марсельезу, но только на митингах Земмура
Нельзя сказать, что таких инициатив и программных пунктов как у Эрика Земмура нет у других кандидатов, как у правых, так и левых. Есть, но под другим ракурсом, с другими акцентами и в другом изложении.
Итак, Ракурс, Акцент и Изложение (подача своей программы) это три конька Эрика Земмура. Президент Макрон тоже на своем сайте www.avecvous2022.fr говорит «Выборы - это вы», «Ваши предложения.., все будут учтено», но это совсем не сравнимо с тем, когда Земмур бросает в ликующий зал: «Мы здесь потому что не-Я, а потому что - вы», «Это вы вдохновили меня сделать этот шаг», « Поколение Z-ed - это будущее Франции». Логотип кампании Земмура - Z к тому же соотносится в сознании французов с аббревиатурой известного персонажа Зорро, восстанавливающего справедливость и порядок.
Имея такой логотип, Земмур как бы становится объединителем нескольких поколений, жаждущих снова увидеть Смелость и Искренность на коне. На этом фоне игра в молчанку, помпезные речи (как нового председателя в Европарламенте), напыщенность и высокопарные рассуждения о будущем страны со стороны Э.Макрона явно проседают. Тем более, если учесть, что он все-таки ведет уже президентскую компанию, не будучи кандидатом. И за таким ходом многие усматривают просто желание вести компанию за президентский счет: езжу проверяю результаты своей пятилетки, а заодно и агитирую, отвечаю на простые вопросы и радуюсь своей популярности. Но этот театр возможен только до 4 марта, это последний срок для объявления своей кандидатуры в президенты для него.
Становится очевидным, что Макрон ждет отмашки определенных сил. Скорее всего его бывший премьер-министр, сейчас мэр Гавра Эдуард Филипп, который перед выборами создал свою партию «Горизонт», выдвинет сначала свою кандидатуру, а потом они заключат союз. По разным опросам за Эдуарда Филиппа согласны проголосовать не меньшее количество избирателей, чем за Макрона. Но, это не очевидно. Этот сюрприз может и не состоятся, Эдуард Филипп пока не вступил в гонку.
Просыпайся страна – журналисты на марше!
Франция похоже действительно просыпается, и четвертая власть здесь играет не последнюю роль. Артисты в истории выборов становились президентами, так почем же журналисты и публицисты должны оставаться в стороне? Ставший кандидатом в президенты Эрик Земмур не только журналист, но своего рода энциклопедист. Он ловко и со знанием вопроса держит полемику, а его программа намного содержательнее и интереснее, чем у его соперников. Как журналисту ему привычно ездить по стране, освещать разную проблематику, в том числе и проблемы сельского хозяйства. Ведь 21 миллион французских избирателей проживают более, чем в 30 тысяч сельских муниципалитетах, в аграрных областях или близких к ним. Недаром Макрон тоже ездил недавно заручиться поддержкой в один из таких регионов. Но только Земмур во все вникал на ферме, а Макрон о сельском хозяйстве рассуждал у камина.
Именно журналисту удалось на прошлой неделе в Каннах начать объединение правых сил, до сих пор это было не под силу ни одному политику. Хотя он сам себя не считает крайним правым, как это принято у нас обозначать. И его программа — это не только приостановка нелегальной миграции, отмена права почвы (гражданство по рождению для мигрантов) и неконтролируемое воссоединение семей. Это сверх того логичная программа экономических и социальных реформ: вернуть лейбл «Made in France» (сейчас Made in EU), провести снижение налогов, модифицировать семейный и малый бизнес, возродить индустриальную промышленность, воссоздать армию и расширить возможности военной промышленности, снизить разницу между брутто и нетто в зарплатах, дифференцировать минимальную зарплату , которая во Франции вовсе немаленькая (около 1100 евро с уплатой налогов). Поднять в новом качестве сельское хозяйство во Франции. Сократить срок вечного пособия по безработице, так притягательного для мигрантов, до полугода (от обстоятельств до года) - не нашел в течение этого времени работу во Франции – домой. А еще реформа системы образования, реформирование полиции и системы местного управления, реформа молодежной политики и школьная реформа (реформа инклюзивного образования).
Постепенный выход из НАТО и возможно из Евросоюза. Новая международная политика и новое место Франции в мире. Так что подождем, возможно, во втором туре будут новые лица Франции, уже без действующего президента.
Печать