Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок размышляет о творческой интеллигенции, отношениях ее представителей с обществом.Прочитал книгу Валерия Перевозчикова «Правда смертного часа» про последние месяцы Высоцкого. Жуткая вещь, конечно. Все очень напоминает последние месяцы Есенина, только Высоцкий еще плотно на веществах сидел.
В могилу его, конечно, вогнало окружение, криминально-диссидентская тусовка, льстившая, обеспечившая шальными деньгами и наркотой, ну а потом бросившая умирать.
Кстати, очень любопытно, как антисоветизм идет рука об руку с физической и моральной деградацией. У Есенина приступы антисемитизма были во время запоев, так же и Высоцкий пришел к антисоветчине, когда уже полностью погиб как личность.
Великое счастье всех этих людей, что в СССР берегли тайну личной жизни, желтой прессы не существовало. Иначе репутация «гениев и творцов» уже тогда бы исчезла в череде скандалов в духе «ты знаешь кто я такой!» и уголовных дел ОБХСС.
Нет ничего более враждебного демократии, чем творческие сообщества. С одной стороны, сегодня, как и в любой сфере, без коллективного труда они существовать не могут. С другой стороны - запредельный авторитаризм, индивидуализм, культ обогащение Недаром верхушка творческой интеллигенции в странах Восточного блока выступала в качестве одной из прослоек – «заместителей буржуазии». Для Плисецких, Любимовых, Ростроповичей капитализм, безусловно, был и остается куда более выгодной системой, чем любое самое антиавторитарное общество. И что с этим делать, не вполне ясно.
Печать