Ритейлерам рекомендуют жестче ограничить свой процент по ряду продуктов. Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба намерены убедить торговые сети ограничить наценки на часть социально значимых продуктов на уровне не более 5%. В перечень продуктов планируется включить свеклу, морковь, капусту, картофель, лук, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар, а также хлебобулочные изделия недлительного хранения. Поставщики опасаются, что все издержки будут компенсироваться за их счет.
В конечном же итоге у разбитого корыта окажется потребитель, уверен управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Понятно, что от Минсельхоза и Минпромторга требуют улучшить ситуацию с ценами на прилавках магазинов. Но все, о чем сейчас говорит государство – это заморозить цены и сократить наценки. Однако такой подход может дать обратный эффект.
Конечно, торговые сети будут закупать товары дешевого сегмента, но в ограниченном количестве. Понятно, что никому не выгодно продавать что-то себе в убыток. Поэтому в каком-то ограниченном количестве дешевые товары на прилавках появляться будут, но будут и быстро исчезать.
Наверняка, это вызовет уход с рынка и ряда производителей. Поскольку торговые сети, безусловно, будут компенсировать свои издержки за счет производителей. А производители - подневольные организации по отношению к торговым сетям. Они будут вынуждены выполнять любые условия, потому что без крупных федеральных торговых сетей ни один производитель, который массово выпускает свои товары, не может найти сбыт. Никакие магазины у дома, фермерские рынки не обеспечат сбыт в том объеме, к которому стремится реально большой производитель.
Так что, крупным производителям придется уходить с каких-то позиций, как минимум сокращать производство, чтобы компенсировать свои издержки. И мы получим дефицит товаров, а следом
вновь увидим рост цен, этим дефицитом спровоцированный. И конечный покупатель, о котором
сейчас как бы печется государство, сдерживая цены, останется у разбитого корыта.
На мой взгляд, сдерживать цены можно исключительно рыночными инструментами – это, например, снижение арендной платы или налоговые льготы для торговых сетей. Но и тут надо понимать, что есть факторы, против которых действия одного государства бессильны. Это уже геополитика. Так, наши разговоры про войну между Украиной и Россией существенно увеличили стоимость твердой пшеницы на мировом рынке. Просто потому, что Россия и Украина – это две трети данного рынка. А пшеница – это основа огромного количества продуктов – от макарон до пирожных.
Вызывает вопросы и политика Центробанка, который пока борется с инфляцией исключительно одним способом, повышая основную процентную ставку. Хотя, если посмотреть на другие страны с рекордной инфляцией, то мы увидим, что ставки там сохраняются на прежнем уровне, а иногда и понижаются. И это понятно, поскольку повышение основной ставки тянет за собой кредиты, а выросшие кредиты, конечно же, тянут вверх цены.
Так что все попытки Минсельхоза и Минпромторга снизить стоимость товаров за счет ограничения наценок больше похожи на желание заткнуть течь в тонущем корабле, когда в нем дыр больше, чем свободных рук у экипажа.
Печать