Суд приговорил 16-летнего подростка из Канска к пяти годам колонии из-за планов взорвать здание ФСБ в компьютерной игре Майнкрафт. Юношу признали виновным по статье 205.3 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Еще двое подсудимых получили условный срок из-за того, что оказали содействие следствию.
История, мягко говоря, странная, вызывающая массу вопросов и опасений, комментирует вердикт суда политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.Ситуация, когда дело подростков рассматривается Окружным военным судом, сама по себе нонсенс. Ну а когда подобные приговоры несовершеннолетним детям выносятся на закрытом заседании в стране, которая претендует на то, чтобы жить в рамках законного поля, это вызывает, как минимум, удивление, как максимум - стойкое ощущение того, что государство может в любой момент любую ситуацию превратить в репрессивный механизм. На мой взгляд, дела такого рода должны рассматриваться публично, хотя бы для того, чтобы предостеречь детей и их родителей от повторения подобных ситуаций.
Не менее странным кажется участие в этом деле некоего человека, который отслеживал действия подростков в интернете. По сути, он являлся провокатором – заходил в чат, заводил разговоры о терроризме, о власти и так далее. Его исключали из чата, но он опять проявлялся. Если речь о контролирующей организации, то почему их разговоры и намерения нельзя было пресечь на этапе переписки? Каким-то образом сделать внушение родителям, иными словами, провести профилактику правонарушения? Более того, и ФСБ несколько месяцев следило за подростками, читало переписку, где ребята критиковали власть, но никаких мер, получается, не предпринимала. Поводом же для ареста стало то, что подростки расклеивали листовки в поддержку аспиранта МГУ, которого осудили за нападение на офис «Единой России»…
В любом случае, подобного рода судебные дела, проходящие в закрытом режиме, порождают огромное количество кривотолков в обществе. Оставляя непонимание, за что осудили подростков. По большому счету, никаких действий они не совершили. А статьи, по которым их осуждают, мягко говоря, вызывают вопросы. Например, статья «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Что имеется ввиду? То, что они рассказывали друг другу как проходить игру? Ну, тогда надо признать Майнкрафт игрой, запрещенной на территории Российской Федерации. А дети продолжают в нее играть, переписываться в чатах.
И уж совсем необъяснимо выглядит приговор подросткам на фоне заявлений представителей органов власти о публичном отделении головы от тела неких жителей Российской Федерации. Причем, заявления эти полностью игнорируются со стороны следственных органов и силовых структур. Тут уж не обойтись без когнитивного диссонанса.
С одной стороны, дети пытающиеся взорвать в компьютерной игре здание ФСБ, получают пять лет лишения свободы. С другой, представители партии власти в эфирах федеральных телеканалов на всю страну заявляющие, что кому-то нужно отрезать голову, получают комментарий от пресс-секретаря президента о том, что это такой оборот речи…
Интересен тот факт, что Майнкрафт – это такая же виртуальная площадка, как, например, Dota 2, соревнования по которой проводятся на международном уровне. В них, к слову, участвуют и россияне.
И получается любопытная ситуация – одних компьютерных геймеров поздравляет президент, а других сажают в колонию на 5 лет.
Печать