Фото с сайта: freepik.com
Татьяна Акопова, декан факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, председатель Ярославского отделения Российской ассоциации политической науки (РАПН):
«Стоит отметить, что новый документ существенно отличается от предыдущей редакции, он претерпел серьезные изменения. Нововведения не просто унифицировали правила дистанционного электронного голосования при проведении выборов разного уровня, а детально описали требования к порядку осуществления ДЭГ. Включенное обсуждение общественными палатами первой редакции закона способствовало закреплению и усилению института наблюдения. Предложения экспертов нашли отражение в новом законе. Они коснулись расширения полномочий наблюдателей, наблюдение становится возможным не только на избирательных участках, но и в вышестоящих территориальных избирательных комиссиях. Принятие этих и других поправок способствуют тому, чтобы избирательный процесс становился более открытым, прозрачным и понятным для избирателя».
Виктор Полянский, профессор Самарского университета, член Общественной палаты Самарской области, эксперт НОМ:
«В рамках этого закона теперь регулируются не только вопросы организации дистанционного электронного голосования, но и вопросы, связанные с контролем процедур голосования в различных вариантах. На мой взгляд, этот проект достаточно серьёзно проработан и уже может быть принят как окончательный вариант.
Нужно иметь ввиду, что демократический потенциал в условиях ДЭГ, связан с расширением возможности по наблюдению за ходом голосования применительно этой форме голосования. Законодательно закрепляется институт наблюдения за дистанционным электронным голосованием.
В целях обеспечения более эффективной работы комиссий принято решение ликвидировать институт избирательных комиссий муниципальных образований. Раньше, как показала практика, ИКМО были участниками конфликтных ситуаций, к их работе возникали вопросы. Все функции ИКМО будут более эффективно исполняться территориальными избирательными комиссиями, которые формируются региональными избиркомами. При чём в этом процессе будут задействованы и партии, и общественные объединения, которые дают свои предложения для формирования ТИК».
Алексей Громский, эксперт Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области, эксперт НОМ:
«Продолжение работы над законодательным структурированием института дистанционного электронного голосования в России чрезвычайно важный сигнал. Обращен он как к мировому сообществу, так и к российскому политикуму.
Российский законодатель, вслед за общественными экспертами, чьи предложения были учтены при разработке нормы, демонстрирует таким образом всему миру – наша страна готова развиваться как демократия, готовая к использованию для определения мнения избирателей современные инструменты.
В законопроекте учтены возможные узкие места при осуществлении процедуры ДЭГ – возможность переголосования будет находиться под правовым запретом, закреплены полномочия наблюдателей, призваны следить за процессом электронного голосования и получения результатов территориальными комиссиями. Стоит вспомнить, что некоторые из этих моментов отмечали эксперты при изучении опыта электронного голосования в западных странах, чтобы избежать их повторения в России. Теперь одобренный Госдумой законопроект наглядно заявляет миру: российская система может быть, и будет, лучше и прозрачнее прочих».
Печать