Политический юрист, старший партнёр KDG Дмитрий Конин – о массовом исходе иностранных компаний из России.
За последние две недели сформировался караван из зарубежных компаний, которые с призрением покидают Родину «русского оккупанта». Нас безвременно покидают Эппл, Майкрософт, Гугл, Нетфликс, а также ещё более 250 компаний.
И – внимание! барабанная дробь и грохот пушек! – кто-нибудь из них в порыве клиентоориентированности (той самой, крича о которой, они получали деньги с простодушных россиян за свои товары и услуги) написал своим клиентам, как оставаться безутешными в отсутствии поддержки, запчастей и прочих гарантийных радостей? Нет. Только заявления в стиле: «Уехала к маме».
Простите, это ли уважительное отношение к потребителю, о котором так много на своих презентациях вещают бизнес-лидеры? Это хваленая западная клиентоориентированность, корпоративные стандарты и бизнес-этика? Вообще, а что, по закону так можно было?
Насчёт уважительного отношения, кстати, тоже вопрос. Каждый уходил по-всякому и по-своему. Кто-то учтиво шаркнул ножкой и ретировался с радаров по причине отсутствия понимания логистики нового мира, курсовой устойчивости, и прочих рисков. Короче, не прикопаешься: бизнес есть бизнес. Зато есть и те, кто не мог не выделиться, далее из официальных релизов компаний и СМИ.
Activision и Blizzard: «приостановка деятельности до окончания конфликта в знак поддержки украинского народа».
Apple: «Мы предприняли ряд действий в ответ на вторжение. Мы приостановили все продажи продукции в России. На прошлой неделе мы прекратили весь экспорт в наш канал сбыта в стране. Apple Pay и другие сервисы были ограничены».
Disney: «Учитывая неспровоцированное вторжение в Украину и трагический гуманитарный кризис, мы приостанавливаем выпуск театральных фильмов в России, в том числе предстоящий Turning Red от Pixar».
Coca-Cola: «Компания Coca-Cola объявила сегодня о приостановке своей деятельности в России. Наши сердца с людьми, которые терпят бессовестные последствия этих трагических событий в Украине».
McDonald's: «Конфликт на Украине и гуманитарный кризис в Европе причинили невыразимые страдания ни в чем не повинным людям. Как Система, мы присоединяемся к миру в осуждении агрессии и насилия и молимся о мире».
Microsoft: «Как и весь остальной мир, мы в ужасе, гневе и опечалены изображениями и новостями, поступающими с войны в Украине, и осуждаем это неоправданное, неспровоцированное и незаконное вторжение России».
Intel: «Intel осуждает вторжение России в Украину, и мы приостановили все поставки клиентам как в России, так и в Беларуси. Наши мысли со всеми, кто пострадал от этой войны, включая народ Украины и соседних стран и всех людей во всем мире с семьей, друзьями и близкими в регионе».
Бизнес? Или политически мотивированное решение, где российский потребитель коллективно признан недостойным, а его деньги грязными?
Можно, наверное, как-то понять логику санкций в отношении политической элиты и должностных лиц, имеющих отношение к специальной военной операции. Но по национальному признаку? Да ещё со стороны тех, чья деятельность касается очень далёких от политики людей (детское питание, медоборудование, мультфильмы, детская одежда, женский парфюм, сервисы такси).
Особенно интересно слышать пафосные рассуждения о гуманитарной мотивации своих действий со стороны брендов, которые о свою моральную щепетильность уже проявили во время Второй мировой войны, сотрудничая с нацистами (Hugo Boss, Nestle, Adidas, BMW, Shell).
Беспрецедентная по масштабу кампания неизбирательных санкций, призванных продемонстрировать, что российские потребители – люди второго сорта, недостойные продукции «цивилизованного» мира.
Как же это называлось, а? Слово ещё такое есть. А, точно – дискриминация. И мы сейчас наблюдаем, как стройными колоннами нас покидают не предприниматели с обострённым чувством справедливости, а самые настоящие дискримиNAZI.
Печать