Менее чем за три недели до первого тура президентских выборов во Франции опросы общественного мнения показывают, что победителем первого тура должен стать действующий президент Франции Макрон. Его рейтинг постепенно повышался в последние месяцы, и доля гипотетических избирателей, желающих проголосовать за него, достигает на сегодня 29,5%. Макрон на 11 пунктов опережает кандидата правого «Национального объединения» Марин Ле Пен, у которой 18,5%. Такого разрыва между главными претендентами не наблюдалось со времен избирательной кампании 1988 года.
Скорее всего избиратели сделают ставку на проверенного политика, обладающего достаточной волей для принятия тех или иных решений, комментирует ситуацию заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.С одной стороны, сейчас у Эммануэля Макрона действительно хорошие социологические шансы одержать победу на президентских выборах. С другой стороны, он очень непопулярная фигура у французского избирателя, что неслучайно. Поскольку все пятилетие его президентской власти было сопряжено со множеством скандалов и протестных акций – от «Желтых жилетов» до антиваксеров. Тем не менее, конфигурация политических сил во Франции на данное время такова, что именно Макрон является фаворитом.
Женский фактор
Справа Марин Ле Пен уравновешивается Эриком Земмуром. Появление Земмура, такое же неожиданное, каким в свое время было появление Макрона, во многом деморализует сторонников Ле Пен. Земмур навязывает ей соревнование внутри правого электората и не позволяет консолидировать его. А также не дает Марин Ле Пен завершить электоральный маневр, который она проводит на протяжении всех последних лет, то есть смещение к центру. Сейчас это становится крайне болезненным для Ле Пен, потому что смещение к центру грозит не приобретением новой электоральной ниши, а потерей старой. Иными словами, часть традиционного электората Марин Ле Пен может перейти к Эрику Земмуру. Кстати, Земмура не случайно отождествляют с Макроном и рассматривают как фигуру, которая, если не прямо, то косвенно работает на Макрона.
Были большие надежды на Валери Пекресс – нового лидера республиканцев, как на фигуру, которая может навязать борьбу Макрону. Но мы видим, что пока ее фигура не является достаточно ресурсной для того, чтобы убедить французского избиратели проголосовать за нее.
При этом и в отношении Ле Пен, и в отношении Пекресс мы должны иметь ввиду важный фактор. Несмотря на всю толерантность и демократичность французского общества – впрочем, как и американского - никогда ни в истории Франции, ни в истории США президентские выборы не выигрывала женщина.
Это важный фактор, не стоит на него закрывать глаза. Если в странах третьего мира победа женщины на выборах президента – реальность, то в странах демократии – пока фантастика. Речь не о канцлере Меркель и не о премьере Терезе Мэй, а о президенте, избираемом на всеобщих выборах волеизъявлением граждан. Это, по всей вероятности, означает, что и в европейском, и в американском обществе существуют стереотипы, которые действуют на избирателя. И пока действие этих стереотипов довольно серьезно. В том числе и поэтому возникает ситуация, при которой вероятность победы Макроны на президентских выборах увеличивается.
Расклад второго тура
Если во второй тур проходит кто-то из крайне правых – Земмур, что мало вероятно, или Ле Пен, что более вероятно – начнет действовать принцип объединения электората против крайне правых. В этом смысле Эммануэль Макрон является наименьшим злом.
Если во второй тур с Макроном выходит Валери Пекресс, то здесь действуют другие механизмы. И прежде всего то, что Пекресс является относительным новичком. Она уже успела сделать несколько ошибок в рамках кампании. А Макрон представляется, хотя и не бесспорной, но консолидирующей фигурой, в том числе для левой части электората. Поскольку Пекресс правее Макрона, все-таки. В этом ситуации Макрон объединяет центр и левых.
И еще один серьезный фактор. При всем скептическом отношении к фигуре Макрона во французском обществе, чего нельзя у него отнять – стремление демонстрировать политическую волю. Это касается и миграционной проблемы, и сложностей с мусульманской общиной, и отношений с западными союзниками. А учитывая крайне непростую ситуации, в которой находится Франция и Европа в настоящее время, скорее всего избиратели сделают ставку на проверенного, опытного политика, который их убедит в том, что он обладает достаточной волей для принятия тех или иных решений.
Конечно, правые Земмур и Ле Пен стараются убедить свой электорат в наличии такой воли. Но Эрик Земмур слишком экзотичен, слишком нов в политической сфере. А Марин Ле Пен, во-первых, радикальна, во-вторых, женщина а в-третьих, дезориентирует избирателя своим конфликтом с отцом.
Печать