Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов – о растерянности европейского бизнеса в условиях антироссийскихсанкций и предсказании генерала де Голля, которое может стать плюсом для России. Европейский бизнес продолжает удивлять россиян непостоянством мнений. За этим даже становится интересно наблюдать. Во вторник утром представитель компании OBI заявляет, что магазины начинают работать в России, а уже вечером приходит опровержение. Один представитель говорит - возвращаемся, другой, что, мол, мы никуда не возвращаемся и – мне нравится фраза – магазины остаются закрытыми. Можно только пожать плечами. Так магазины просто закрыты или же OBI уходит?
Такое ощущение, что мы наблюдаем внешние проявления каких-то очень серьезных и не до конца понятных, непубличных процессов, которые сейчас идут внутри европейского общества. Европу явно кидает из стороны в сторону, штормит, как говорится. Вернуться в Россию хочется, а как не знают.
Годами складывающийся образ предприимчивого, умного, расчетливого, прагматичного европейца становится все менее ясным. Похоже, на смену Ротшильдам, братьям Мишлен и Рено пришли их изнеженные потомки, лучше всего разбирающиеся в неких общеевропейских ценностях и всеобщей толерантности, а не в бизнесе. Собственно, те же процессы мы видим и в политике. На смену грандам международной политики: Уинстону Черчиллю, Шарлю де Голлю, Конраду Аденауэру, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерану, Гельмуту Колю пришли мелкие, невзрачные общечеловечки – «шульцы», «макроны», «борисыджонсоны» и, простите за неприличное слово, «олланды». В общем, налицо явное вырождение современного европейского общества, что ярко проявляется на примере их элит - политической и экономической.
А вот за спиной вырождающейся европейской элиты все отчетливее видны представители арабского и азиатского мира. Другие, непохожие, чужие. Надо признать: в Старом Свете происходит депопуляция европейского населения. Причины тут разные – и бездетность многих пар, и нетрадиционные семьи, и, конечно, огромный поток мигрантов. «Коренное» население - бездетное или малодетное, развращено всевозможными ЛГБТ, а приезжие - представители народов, у которых традиционно большие гетеросексуальные семьи и много детей.
По сути, сейчас на глазах всего мира сбывается предсказание генерала де Голля, который говорил о миграции еще в далеком 1959 году: «Можно интегрировать отдельных индивидов, да и то лишь до некоторой степени. Нельзя интегрировать народы с их прошлым, традициями, героями, воспоминаниями о выигранных и проигранных битвах… Вы подумали о том, что арабское население увеличится в пять, в десять раз, в то время как французское останется на том же уровне? Что появятся двести, потом четыреста депутатов во французском парламенте? Что однажды вы увидите в Елисейском дворце арабского президента?»
И сейчас, это «однажды» про арабского президента в Елисейском дворце совсем уже не кажется чем-то далеким и нереальным.
Казалось бы, а какое дело до этого России? И тут, как ни странно на первый взгляд, для России в среднесрочной перспективе может оказаться очень выгодна такая перемена в Старом Свете.
Посмотрите, в каком санкционном угаре пребывает Европа, и как прагматично к сложившейся ситуации отнеслись те же китайцы, турки и саудиты. Они говорят, да, у России есть свои проблемы, но нас это не касается. Мы продолжаем работать там, где нам выгодно и так, как нам выгодно.
Арабская и китайская элита тоже учится в американских университетах также как и европейская. И, казалось бы, должна, как и европейская, воспитываться в проамериканском духе. Отчасти так и есть. Однако, мне кажется, что те арабы или китайцы, которые учатся в США, они только учатся. Они не перенимают западную систему ценностей. Арабы, индусы и китайцы не предают свои страны, религию и культуру в угоду каким-то «общечеловеческим» ценностям. Не предают и не продают национальные интересы своих стран ради американцев. И в этом коренное отличие восточного подхода от западного.
Откуда взялись современные американцы? Если упрощенно, это, в основном, потомки европейских переселенцев – активных, безбашенных, часто пребывавших в неладах с законом. Но это были пассионарии, люди, которые когда-то помчались из Европы завоевывать новые территории. И когда современная европейская элита к ним приезжает, она приезжает к своим. К потомкам немцев, французов, англичан. А китаец или араб – это ментально, расово другое. Они приезжают учиться и работать к чужим. И беря от чужих нужное для себя, себя не предают.
Поэтому, когда в среднесрочной перспективе арабское население «старой» Европы станет преобладающим, когда мы увидим в Елисейском дворце арабского президента, то для России это будет весьма неплохо. Уверен, что мы быстрее и лучше найдём с новой титульной нацией Европы общий язык.
Так что, возможно, пророчество генерала де Голля, опасное для Европы, окажется очень полезным для России…
Печать