Ушел из жизни Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР скончался на 76-м году после продолжительной болезни, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Его личность настолько масштабна, что без него трудно представить историю развития политической системы современной России»,— написал Володин в Telegram.
Это человек, который стоял у истоков создания российской партийной системы и вообще российского парламентаризма, комментирует политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Владимир Жириновский, безусловно, один из наиболее ярких представителей политического истеблишмента нашей страны. ЛДПР – старейшая партия, Владимир Вольфович появился на политической сцене еще во времена Советского Союза, в последние годы. Собственно, он единственный с тех времен, кто дожил до сегодняшних дней. Геннадий Зюганов появился на политическом небосклоне несколько позже, все остальные – еще позже.
Но кроме того, что Жириновский - один из ярчайших политиков, с Владимиром Вольфовичем связан уникальный факт. В 90-е годы, когда происходили сложнейшие процессы в социальной, экономической и политической жизни страны, была реальная угроза развития националистических, профашистских партий в России. И именно Жириновский создал партию, которая смогла на себе сконцентрировать экзальтированный, маргинализированный электорат, который мог бы стать основой для развития таких профашистских движений.
Когда мы говорим о других аспектах участия Жириновского в политической жизни, то, может быть, он и не один такой. Но то, что вот этой «коричневой волны» у нас в стране не случилось – непосредственная заслуга Владимира Вольфовича. Это то, что он лично сделал для нашей страны и для того мира, в котором мы живем. И, конечно, мы все будем благодарны ему за это. И именно Жириновского будем помнить как человека, который смог тогда реализовать очень сложный политтехнологический сценарий.
ЛДПР, оставшуюся без Жириновского, ждут сложные времена. Это партия вождистского типа. Бренд ЛДПР на самом деле был даже не такой сильный, как бренд Жириновского. Можно вспомнить ситуацию, когда ЛДПР не была зарегистрирована на выборы в Государственную думу, тут же произошло переформатирование, был создан блок Жириновского. И он набрал точно такой же процент. Что показывало - голосуют именно за Жириновского, а не за ЛДПР. Жириновский мог выступать совершенно с любым названием, главное, что это был Жириновский.
Сейчас ЛДПР будет претерпевать сложнейшие изменения. На самом деле, сценария три. Первый – это если удастся найти фигуру, которая сможет возглавить партию. Будет сложный процесс ребрендинга, сложные изменения электоральной структуры, поиск новых смыслов. ЛДПР потеряет один, может быть два электоральный цикла, но будет работать на переформатирование партии с ее сохранением. Не факт, что в этой ситуации ЛДПР выживет, а не скатится в число непарламентских партийных проектов, которые есть, но ничего из себя не представляют.
Второй вариант – это слияние/поглощение, когда ЛДПР будет объединена с какой-то другой партией. Это возможно, и тогда структуры ЛДПР перейдут под другие знамена. Люди останутся, депутатский корпус останется, но это уже будет не ЛДПР.
А третий вариант – это полный распад, когда на региональном уровне каждый будет сам за себя. Отдельные организации вольются в одну партию, отдельные депутатские группы – в другую, отдельные политики будут сами за себя решать, куда им дальше идти. Это тоже возможный вариант. Все будет зависеть от того, кто окажется у руля этих процессов, удастся ли собрать достаточной воли, чтобы сценарии распада не реализовались. Однозначного ответа сейчас, конечно же, никто не даст.
Печать