Директор Центра ПРИСП Александр Точенов – о новых кадровых ставках для работы с персоналом.
КоммерсантЪ пишет, что у федеральных министров могут появиться заместители по информационно-политической работе.
Якобы новые ставки для таких замов вводиться не будут: «ведомства должны передать этот функционал кому-то из действующих сотрудников. Их основными задачами станут выстраивание системы внутренних коммуникаций, через которые работников можно будет информировать о внутриполитической повестке, а также мониторинг эмоционального климата и настроений в коллективах».
Источники “Ъ”, описывая работу таких специалистов, используют слова «политруки» и «кадровики», а в качестве их ключевых задач называют обратную связь с коллективами. Упоминается и опыт работы госкорпораций и крупных компаний.
Да, не только в госкорпорациях, но и в частных бизнес-структурах развит HRM – подразделения, занимающиеся развитием человеческих ресурсов, корпоративной культурой, формированием лояльности персонала, обучение и т.п. Называть таких специалистов «кадровиками» в корне не верно. Кадровики — это бумаги, кадровое делопроизводство, а «персональщики», hr — это люди, человеческий капитал. Да, они работают вместе, но функционал разный. Конечно, «политрук» по смыслу ближе, чем кадровик, но тоже не совсем верно. Кстати, персоналом занимаются также и безопасники или «первые отделы».
Так что полноценная работа с персоналом, это комплекс решаемых задач и организационных процессов, факультативно такой работой заниматься нельзя. Это отдельный, особый вид деятельности. А предлагается именно так, не увеличивая штата ведомства, возложить реализацию этих задач на одного из заместителей руководителя. Всё равно, что на предприятии возложить такие задачи на главного инженера или финдиректора. Толку не будет, они специалисты в своей сфере и у них есть свои, весьма важные задачи. А уж заместители руководителя ФОИВ более чем загружены, тем более сейчас.
Впрочем, если будут созданы новые или реорганизованы имеющиеся подразделения по работе с персоналом, то можно и попробовать возложить координацию этой работы и на «финдиректора», но эффективность не будет соответствовать ожиданиям. Руководителю направления по работе с персоналом нужен соответствующий статус для организации этой деятельности в различных структурах ФОИВ. А если на него возложить и обязанности по разбюрократизации управленческих процессов, то это точно не «политрук», а «комиссар». Ведь речь идёт не только о повышении лояльности, профессионализма и ответственности персонала, но и о повышении эффективности работы ФОИВ. Тогда точно –«комиссар».
Нужна ли такая работа? Безусловно, нужна. Когда будет в полной мере задействован ИИ, а человеческий фактор будет исключен, тогда ни «комиссары», ни «политруки» будут не нужны.
Кроме того, считаю, что и в ФОИВ, и в госкорпорациях должны работать не только с персоналом, но и с институтами гражданского общества по сферам своих компетенций, а для госкорпораций и на территориях их деятельности. Не только сотрудники должны понимать, что и для чего они делают, но и граждане должны это знать и понимать, а лучше соучаствовать в созидательных процессах.
Печать