Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о возможном отказе от западной модели образования в России.Манипуляция общественным сознанием в международных отношениях – это один из способов ограничения суверенитета государства-цели, вплоть до подготовки там государственного переворота.
Важным инструментом такой манипуляции является изменение системы образования в государстве-цели. Неслучайно после распада СССР в стране начала активно внедряться западная модель образования: различные неоднозначные программы и учебники, позднее – ЕГЭ, в вузах – Болонская система образования и т.д. Как итог, за одно-два десятилетия была разрушена одна из наиболее эффективных систем образования мира – советская, существенно снизилось качество педагогического состава.
Западная модель образования в принципе «заточена» на воспитание человека, которым было бы легко манипулировать: он должен быть образован ровно настолько, чтобы уметь сдавать тесты. То есть его знания должны быть фрагментарными, а не системными, и это нельзя назвать признаком интеллектуально развитого человека. Ученики и студенты не должны уметь критически осмысливать поступающую информацию или самостоятельно искать ее в каких-то сторонних источниках. В идеале – «вот вам телевидение, вот «правильные» СМИ и книги, в них есть все необходимое».
Система образования, цель которого – сдача ЕГЭ, вне зависимости от «престижности» школы развивает не критическое, а «компьютерное» мышление. Она готовит не будущих студентов с широким кругозором, а людей, которым важно набрать хоть какой-нибудь проходной балл и попасть хоть в какой-нибудь вуз, просто ради диплома о высшем образовании. ЕГЭ делает из школьника некоего «усредненного» человека, неспособного мыслить самостоятельно и независимо, потому что мыслящий человек в определенной степени представляет угрозу для государства – непонятно, что от него можно ожидать. А гражданина, не отягощенного абстрактными размышлениями и знаниями, но всегда готового выбрать «правильный» вариант из немногих предложенных, легко убедить в чем угодно.
На тестирование заточена и Болонская система образования, действующая в вузах. У студентов возникают ровно такие же проблемы: нет системного подхода, не формируется четкая картина мира, студенты получают только отрывочные, а не комплексные знания, уровень которых система тестирования не позволяет оценить в должной степени.
Во многом благодаря западной модели образования в России уже выросло не одно «поколение ЕГЭ», ориентированное на потребление и не желающее ограничивать себя ради «абстрактных» государственных интересов. В этой связи именно сегодня, в условиях беспрецедентных западных санкций, есть очень хорошая возможность отказаться от этой эгоцентричной, псевдолиберальной образовательной модели и перейти к формированию другого, независимого типа личности.
Да, с одной стороны, на таких людей значительно меньше будет влиять пропаганда и другие механизмы манипуляции общественным сознанием – в этом смысле государству, конечно, будет сложнее ими управлять. С другой стороны, государство – тем более, в условиях глобальных санкций, – может развиваться, только если человек будет полноценной личностью, обладающей системными, а не фрагментарными знаниями и объективным критическим мышлением. При этом, безусловно, необходимо выстроить новую систему образования таким образом, чтобы во главу угла ставился патриотизм, а не принцип потребления.
Печать