Группа сенаторов и депутатов от фракции «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий, что постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенные после 16 марта, не будут исполняться в России.
Многие из решений ЕСПЧ являются политически ангажированными, и у России нет никаких оснований доверять такие ключевые вопросы, как судебная юрисдикция, этой организации, считает заместитель директора института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Для России ЕСПЧ, вне всякого сомнения, авторитетной организацией не является. И даже не потому, что Россия вышла из Совета Европы. Если проанализировать решения, которые принимались в рамках ЕСПЧ и других судебных структур, претендующих на международный или, по крайней мере, европейский масштаб, то мы увидим, что все эти решения принимались вне интересов России. Иными словами, везде там, где есть противостояние и ситуация, в которой задействована наша страна, решения принимались против России. Многие из этих решений, с моей точки зрения, являются политически ангажированными. И, я думаю, у России нет никаких оснований доверять такие ключевые вопросы, как судебная юрисдикция, ЕСПЧ.
Да, наши оппоненты постоянно указывают нам на то, что якобы будут ущемлены права россиян, которые обращаются в ЕСПЧ, поскольку они утратят возможность к апелляции. По этому поводу хочу сказать, не нужно манипулировать и устраивать подобного рода грубые передергивания. Это два разных вопроса. Что касается прав россиян и их реализации на практике, я не считаю российскую судебную систему неудовлетворительной. У нее есть, как у любой судебной системы, недостатки. Есть, как и у любой судебной системы, ошибки, те или иные неправомерные решения, которые принимаются конкретными судьями в конкретных ситуациях. Но для того, чтобы эту ситуацию улучшать, не нужен внешний актор. Необходимо совершенствовать судебную систему страны. Нужна широкая общественная дискуссия с привлечением институтов гражданского общества, правозащитных структур внутри страны к ситуации с правами человека, с неправомерными судебными решениями.
Сейчас мы видим, что есть какая-то группа людей, которые именуют себя российскими правозащитниками, но на поверку значительная их часть не занимается никакой правозащитной деятельностью, не занимается защитой интересов попранных прав россиян, а занимается политически ангажированной деятельностью. По сути, нам нужны ответственные, ориентирующиеся на интересы российских граждан российские правозащитники. Это очень серьезная задача и для гражданского общества, и для государства, которое должно стимулировать любыми возможными способами формирование таких правозащитных структур.
По всей вероятности, для России есть смысл подумать о том, чтобы расширить взаимодействие с другими странами в сфере защиты интересов собственных граждан. С теми странами, которые являются дружественными по отношению к РФ. Но при этом мы не должны наступать на те грабли, на которые уже наступили. Никогда больше не должны идти у кого-либо на поводу, как это было в свое время при большом желании России вступить в Совет Европы. Национальное российское право должно быть выше международного.
Печать